>

Народники Тверской губернии

Автор:
Виталий Сердюк

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Второе поколение русских революционеров учло ошибки декабристов и с революционной проповедью двинулись в народ. Сотни пропагандистов разошлись по деревням и селам России. Они были уверены, что стоит рассказать крестьянам почему они плохо живут и кто виноват, то эта мысль точно подтолкнет их к осознанию борьбы. Крестьяне поймут и ради земли и  ради лучшей жизни пойдут за революционерами.

"Хождение в народ"

 

Первыми в этом движении пошли в путь народники в Тверской губернии, где расцвет «хождения в народ» пришелся на 1873 год. В губернии работали виднейшие народники революционеры-семидесятники С. Степняк-Кравчинский, Д. Рогачёв, С. Перовская, Д. Клеменц, О. Аптекман, С. Синегуб и другие.

 

Революционеры -народники

В течении 1877-1878 годов революционно настроенная молодежь Москвы и Петербурга тоже старательно готовились к встрече с народом. Чтобы не оттолкнуть от себя крестьян своим «барским» видом и привычками городских интеллигентов они перенимали у крестьян навыки сельской работы (пилить, сапожничать, слесарничать и пр.). Подбиралась соответствующая одежда, изучалась психология и язык деревенского народа.

Степняк-Кравчинский и Синегуб начали работать в артели каменщиков, где было много новоторжских крестьян. В свободное от работы время читали им книги о тяжелой жизни крестьян, о Стеньке Разине и др. Потом обсуждали прочитанное, незаметно разговор переходил на темы о земле, повинностях и причинах народных бедствий.

"Народный" помещик

 

Летом Кравчинский посетил имение знакомого помещика Ярцева. Имение было расположено близ деревни Андрюшино Новоторжского уезда. Трудно поверить, но Ярцев разделял убеждения народников и даже предоставил место для базы пропагандистского центра. Местные жители сразу обратили внимание на человека, который появился в доме помещика. Лицом молодой человек не был похож на крестьянина, но был одет как большинство крестьян, в холщовую рубаху и серую поддевку.

 

Российские_народовольцы

 

Через некоторое время этого молодого барина стали видеть в крестьянских избах. Ярцев и новенький читали собравшимся крестьянам книги, где говорилось, как баре грабят народ, о казацкой вольнице, которая поднялась против богатых. После в избах простых крестьян пели песни. Особенно полюбилась селянам «Барка», где говорилось о барке, которую тянут крестьяне, а на ней гуляли дворяне и сам царь был у руля.

Через месяц Кравчинский покинул имения, но пропагандистская работа продолжалась. Теперь крестьян посещал один Ярцев. Разговор был о земле, о высоких податях, на которые содержится правительство, дворяне и жандармы. Говорили о царе и о непорядках в управлении страной. Хотя когда речь заходила о царе и бунте крестьяне больше помалкивали.

Опорный пункт пропагандистов

Осенью Кравчинский вместе со своим приятелем приехали снова в Андрюшино. Они привезли оборудование для типографии. В сарае был вырыт подвал. В нем и установили типографию, а все это замаскировали под картофелехранилище. Сами народовольцы в одежде пильщиков и с необходимым инструментом, пошли по деревнях округи. Их ладные, коренастые фигуры, чтобы не вызывать насмешек крестьян, были одеты в полушубки с подпоясанным ремнем.

В деревне Алексейково нанялись пильщиками к одному из крестьян. Днем работали, а вечером приходили беседовать с крестьянами. Разговор заходил на различные темы. Говорили, что во Франции народ прогнал Наполеона, а в Америке и вовсе нет царя. В России тоже все возможно, если народ объединится. В деревнях, где они побывали и проживали, результаты пропаганды заметно сказывались.

Народник Кропоткин вспоминал, что за 2 недели удалось создать настоящее революционное движение в деревнях. Старые и молодые стали шептаться про «ходоков». Начали вслух говорить, что скоро землю у помещиков отберут и придет черед крестьян. Молодежь стала смелее относится к полиции, уверяя что и на них найдется управа. Беседовали народники с крестьянскими детьми, читали им книги и наказывали читать больше и больше.

 

Первые_шаги_российских_народников

 

Такая смелая и открытая пропаганда не могла не вызвать внимание властей. В одной из волостей Кравчинского и Рогачева арестовали, но по дороге в Торжок, один молодой крестьянин помог им бежать. Недалеко от Андрюшино вел пропаганду один из видных народников — Дмитрий Клеменц. В дубленом полушубке, в валенках и меховой шапке, весельчак и бесподобный рассказчик всегда привлекал массы народа. Он постоянно шутил, мужики хватались за животы от его пропагандистских шуток. В каждой его шутке был глубокий смысл, серьезная мысль, которая надолго заседала в головах селян.

Зимой опорный пункт пропаганды в Новоторжском уезде прекратил свою работу. Некоторых пропагандистов арестовали, другим удалось бежать. В ряде других губерний России «хождение в народ» тоже закончилось неудачно. Крестьяне слушали народников, но за ними не пошли. Они еще не были готовы к бунту, не верили в силу крестьянской общины.

Все же героическая деятельность народников не оказалась бесполезной. Народники перебросили мост от себя к народу. Уже совсем скоро по этому мосту пошли колонны новых российских революционеров, сумевших извлечь уроки и опыта героических первопроходцев в народ.

Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.

До новых встреч на страницах блога!

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Яндекс.Метрика