Красное знамя Якова Потапова
В воскресный день, 6 декабря 1876 года в Петербурге, в Казанском соборе, закончилась служба по случая Николина дня. Верующие постепенно стали расходиться по домам. Неожиданно из опустевшего собора вышла большая группа молодежи и двинулась к правому портику храма, где соединилась с другой группой товарищей. Образовалась толпа человек 200-250. Так было задумано начало демонстрации, организованной революционной организацией «Земля и воля».
В толпе находились студенты, молодые рабочие и много девушек. Толпа росла за счёт прохожих и любопытствующих обывателей. Стоящий в центре человек говорил речь. Он гневно говорил о позорной политике царского правительства, болью были наполнены его слова о бедственном положении простого народа, о репрессиях против борцов за народное дело. Оратор доходчиво и ясно вскрывал причины бедствий рабочих и крестьян. Этим оратором был Г. В. Плеханов.
«Наше знамя — их знамя!» — закончил свою пламенную речь Плеханов. В это мгновения над головами демонстрантов взметнулось красное полотнище. Оратор поднял руку в сторону взвившегося знамени на котором четко читались слова: «Земля и воля».
За землю и волю
Толпа горячо аплодировала, слышались крики «ура», «браво», в воздух взлетели шапки. Знамя, удерживаемое крепкими руками молодого рабочего, вызывало все больший восторг всех присутствующих на площади. Лишь теперь, городовые, поняв наконец в чем дело, бросились к знаменосцу пытаясь вырвать у него знамя.
Однако товарищи, сгрудившись плотным кольцом вокруг молодого рабочего, сдержали первый натиск жандармов. Отражая наскоки полицейских, демонстранты двинулись в сторону Невского проспекта, а над ними, на высоком древке, реял первый флаг революционной России.
Тем временем, число полицейских увеличилось. Демонстранты плотнее сплотили ряды. Со словами «Вперед, за мной», во главе демонстрации стала шестнадцатилетняя Фелиция Шефтель. Полиция вступила в драку с демонстрантами. Продолжая двигаться и отбиваясь от полицейских, демонстранты дошли до Невского проспекта, где полиции удалось прекратить беспорядок.
В.И. Ленин высоко оценил выступление революционно настроенной молодежи Петербурга, назвав ее «первой социально-революционной демонстрацией в России». Первый раз в истории русские революционеры выразили царской власти свой протест и готовность бороться за права человека, со своим знаменем, навсегда ставшим символом решимости, борьбы и единства.
Первым знаменосцем трудовой России был рабочий из тверских крестьян Яков Потапов. Этого 16-летнего юношу знали, как стойкого, надежного товарища. Яков и его брат Федор, а также их земляки Пётр Савельев, Семен Владимиров и Александр Морошкин были активными помощниками для землевольцев.
Родом Потапов из села Казнаково Старицкого уезда Тверской области. Как и большинство его сверстников, мальчик рано познал нужду и тяготы крестьянской жизни. В условиях малоземелья тверскому крестьянину, чтобы прокормиться поневоле приходилось искать вспомогательный приработок на стороне. Весной и осенью крестьяне трудились на своих наделах, а зимой уходили на промыслы.
Повзрослевших детей тоже отправляли в город зарабатывать себе на хлеб. Так было и с братьями Потаповыми. Оба оказались в городе в качестве рабочих одной из фабрик столицы. Нелегко было зарабатывать хозяйские гроши. 12-часовой рабочий день, штрафы, тяжелейшие условия труда и быта — все это пришлось испытать молодому рабочему.
Поэтому пропаганда местных революционеров очень быстро находила отклик среди рабочих. Жажда борьбы с социальной несправедливостью привела юношу на Казанскую площадь, где ему доверили нести знамя.
Император и его правительство безжалостно расправилось с участниками демонстрации. Многие из них были осуждены на каторжные работы.
Непокорный ссыльный
Якову повезло, его направили в отдаленный монастырь в Вологодской губернии, как несовершеннолетнего. Власти надеялись, что в сознании юноши произойдут перемены и он утвердится в правилах христианского и верноподданнического долга.
Но желаемого для властей не получилось. Потапова отправляют в Соловецкий монастырь, где режим для заточенных значительно строже. На Соловках Яков пробыл 3 года, в одиночной келье, без права прогулок. Однажды в знак протеста он ударил архимандрита. Теперь и без того строгий режим для Якова еще больше ужесточился.
Однажды Потапов решился на побег. С помощью табуретки ему удалось разогнуть прутья решетки. Он выбрался из окна и спрыгнул с третьего этажа на землю. Но побег не удался, его схватили и заковали в кандалы. Власти Соловков посчитали ненадежным пристанищем монастырь для Якова отправили его в Вилюйский округ Якутии.
По предписанию, ссыльного рекомендовали вселить подальше от школы, во избежание влияния на детские умы, по возможности, недалеко от церкви.
Но и здесь, в местечке Кобяй, у непокорного ссыльного начались стычки с местными богачами и священником. На Якова Потапова посыпались жалобы в полицейское управление в надежде на то, что ссыльного отправят в более глухие места.
Тяжелые условия ссылки сказались на здоровье Якова, но не изменили его свободолюбивый характер. Он несколько раз просил власти о переводе для отбывания наказания в Европейской части России.
Выезд был разрешен лишь в 1897 году, но из-за отсутствия средств и по состоянию здоровья покинуть Сибирь Яков Семёнович уже не смог. В 1919 году он умер в Якутске.
Царский режим жестоко расправился с первым знаменосцем революционной России. Но царский режим уже не смог заставить революционеров России опустить красное знамя, впервые поднятое рукой тверского крестьянина Якова Потапова.
Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.
До встречи на новых страницах блога.