1812-й год в Тверской губернии
Без страха, но неспокойно ждала Тверь войны 1812 года. Все осознавали, что ожидается что-то плохое. Нередкие пожары, пришествие кометы — все это истолковывалось как тяжелое предзнаменование. Тогда многие были уверены, что при занятии Москвы французами часть войск Наполеон направит в Тверь для пополнение запасов продовольствия и фуража.
Громадные запасы продовольствия, приготовленные в Польше заметно истощились, а наполеоновские обозы, следующие за войском отстали. От голода начали погибать лошади, сильные дожди, дороги и без того были страшно испорчены, пекущий зной лета во время марша, изнуряли великую армию Наполеона.
Войскам было предписано "кормиться" ресурсами захваченной страны. Полки французов, останавливаясь на ночлег не отдыхали, а шли кто куда — за фуражом и продовольствием. Часто фуражные возвращались ни с чем, иногда доставали зерно, которое нужно было помолоть в муку, прежде чем испечь хлеб. На это времени не было, поэтому готовили суп с мукой или жарили лепешки на углях.
Солдаты умирали от истощения, другие, отчаявшись, кончали жизнь самоубийством, некоторые, отстав от колонны предавались грабежам. Эти грабители, сбившись в шайки, разоряли край и еще более усугубляя положения французской армии.
От трудов и нужды среди солдат Наполеона появились заразные болезни. Санитарных правил на марше, практически, не соблюдалось, госпитали были переполнены людьми, там властвовал хаос и суматоха не только в оказании медицинской помощи, но в организации питания больных.
1812 год. Тверь
Тверское дворянство по распоряжению губернатора собиралось к отъезду. Церковники также готовились покинуть город. Ценное церковное имущество, золотые и серебряные вещи, описи и книги были приготовлены к отправке.
Сначала августа месяца начали покидать Тверь дворянские экипажи, купцы и мещане. Кто по воде, кто на конях, собрав самое необходимое, поспешно собирались в дорогу. Господские дома были закрыты и окна затворены, улицы опустели.
Лавки, часть из которых была закрыта, некоторые торговали, но товары уже были собраны в сундуки и тюки. Хлеб привозили продавать, но его мало покупали, даже цена на него понизилась.
Немного, что было известно о положении в Москве, хотя знали, что в середине лета, в полночь, Александр 1 появился в Москве. На другой день государь был среди народа, тем самым вызвав непередаваемый душевный подъем. Московское дворянство, также как и тверское, определило выдвинуть десятки тысяч ополченцев, купцы и другие зажиточные горожане делали огромные материальные пожертвования.
На защиту Отечества
Всеобщая беда временно примирила народ различных сословий. На защиту Отечества работали все. Сестра Александра 1 княгиня Екатерина Павловна проживала в Твери. Она обратилась к самодержцу и брату о своем решении создать тверское ополчение.
Тверские артели ремесленников изготавливали походные котлы и повозки, покупали лошадей и обмундирования. Помогало и духовенство, один Архиерейский двор дал немалые деньги и несколько серебряных вещей.
В уездах губернии формировались отряды из крестьян, которые боролись с фуражирами французов. Продовольствия и фураж для нужд армии Кутузова, большую его часть, поставляла Тверская губерния. Государь Александр 1 предписывал главнокомандующему обеспечить 15 батальонов тверского ополчения вооружением. Сам полководец распорядился закупать сапоги и полушубки для нужд армии в Тверской губернии.
Ополчением от каждой губернии командовал назначенный губернатором человек, другие командиры и начальники были из дворян. Все воины носили суконный кафтан и шаровары серого цвета, на головах красовались шапки с медным крестом и вензелем императора, с текстом под ним: «За веру и Царя». Военное снаряжения состояло из ружья со штыком, за отсутствием ружья, обеспечивали пикой и топором.
В городах губернии размещались лазареты и формировался резерв для армии. Беженцев из других районов принимал тверской край, работала особая комиссия, которая обеспечивала беженцев деньгами и хлебом.
Сформированные подразделение ополченцев двинулись по направлению к городу Белый, но уже француз отступал и повоевать тверским ополченцам не пришлось. В регулярную русскую армию вошел лишь конный полк, остальные подразделения были посланы в северо-восточные края России. Они охраняли пленных, некоторые несли службу по охране границы с Пруссией.
Лишь в 1814 году ополченцы вернулись домой. Тяжелые годы службы, лишения и эпидемии сократили численность тверского воинства. Конный полк и егерский батальон воевали за границей в Германии. Храбрость их была отмечена государем Александром 1.
Ратной славой покрыли себя герои Отечественной войны 1812 года, уроженцы Тверской губернии Александр Никитич Сеславин, вышневолоцкий дворянин Никанор Свечин, уроженец села Горицы Захар Дмитриевич Олсуфьев и другие. Портреты наших земляков находятся в галерее Зимнего дворца.
Автор: Виталий Сердюк.
Буду рад любым вашим комментариям.