Опричники на тверской земле
В середине 16 века взаимоотношения царя Ивана Грозного с определенными кругами боярства начали резко ухудшаться. Особенно бурный протест боярства вызвал курс на войну с Ливонией. Многие бояре считали войну преждевременной и требовали направить силы на укрепление государства.
Вражда между царем и боярами вызвал массовые репрессии и казни. Некоторые бояре были отстранены от дел и высланы из Москвы. Позже умирает митрополит Макарий, который пытался сгладить противоречие между боярами и царем.
Новый митрополит Афанасий тоже был недоволен политикой Ивана Грозного и стал на сторону бояр. Это подтолкнуло царя к решительным действиям, созданию карательных органов власти.
Этот порядок введенный Иваном Грозным получил название опричины. Введение опричины было отмечено выездом его из Москвы в свою резиденцию, Александровскую слободу. Отсюда были отправлены в Москву 2-е царские грамоты, в одной из них государь обвиняя бояр в измене, отказывался от власти и просил выделить ему во владение часть территории государства.
Это был хитрый, хорошо просчитанный ход Ивана IV. Зная веру народа в царя, он понимал, что его будут звать вернуться на царствование. Это и произошло по прибытию в Александровскую слободу целой делегации бояр, купцов, посадских людей, возглавляемой митрополитом.
Царь согласился вернуться, но продиктовал свои требование, право власти с особым управлением и учреждение опричины. В опричину были включены найболее важные земли, экономически развитые районы и города. Так государство было разделено на 2-е части, опричину и земщину. На землях опричины селились преданные царю бояре и знатные люди государства, которые теперь составляли опричное войско царя.
Опричники с ног до головы, носили черную одежду, узнать их было легко по привязанным конским седлам собачьей головы и метлы, которые символизировали преданность государю и готовность вымести из страны измену.
Опричники были созданы для устранение всех недовольных политикой царя. Теперь Ивана IV ничто не смогло остановить и жестоко расправиться с неугодными. Начался жестокий террор, показательные казни и ссылки.
В Твери, которая не входила в земли опричины, был убит митрополит Филипп. В Москву был вызван и тут же отравлен князь Владимир Старицкий, родственник царя, претендент на престол. Особо зверски расправлялись опричники с людьми населявшиеся северо-западные русские земли.
Предприняв поход на Новгород, по пути опричное войско разгромило бывший город Тверского княжества, Клин. Иван Грозный велел своим воеводам фактически начать войну против не в чем неповинного народа.
Опричники грабили и убивали людей, дома и улицы наполнились трупами, не жалели ни женщин, ни младенцев. От Клина протянулся кровавый след, далее до самой Твери. В городе истребляли сотнями народ, который готов встретить своего государя, как своего защитника и отца.
В Твери в то время томился в келье Отроч монастыря несчастный старец Филипп. Иван Грозный не забыл свергнутого своего митрополита. Подосланный к старцу, якобы для благословения Малюта Скуратов задушил бедного узника.
Сам Иван Грозный не сразу въехал в Тверь, он несколько дней жил в монастыре рядом с городом. Его войско несколько дней хозяйничали в городе. Жестоко мучили людей, грабили церкви и монастыри, народ убивали, вешали ради забавы. Пленники заключенные в темницах, были изрублены и утоплены в прорубях реки Волги, топили и других ни чем неповинных людей.
Оставив Тверь, опричники продолжали свирепствовать в Медном, Торжке. В Торжке находились в тюрьме крымские и ливонские пленники, опричники их умертвили. При этой бойне был тяжело ранен Малюта Скуратов, едва не пострадал и сам царь.
Город Вышний Волочек, и далее до Ильменя, все место было опустошено огнем и мечом. Верные царю войско убивало, казнило, мучило, грабило дома богатых и бедных, угоняли крестьян, растаскивали их имущество. Так поступали с людьми, ни о какой измене даже не помышлявшими.
Теперь наступала очередь Великого Новгорода. Россия цепенела от ужаса душегубства. Почти 50 лет царствовал Иван Грозный. К концу его правления Россия была разорена после поражения в войнах, а также после террора, развязанного против своего народа.
Буду рад Вашим комментариям.
С уважением, Виталий Сердюк