>

Добрые обычаи старого Калязина

Автор:
Виталий Сердюк

Калязин был образован из экономических слобод при Троицком Макарьевом монастыре в 1776 году. В эти годы одной из отличительных черт Калязина было гостеприимство.

Зайди в городе в любой дом, и за делом пришел или нет, без угощений не выпустят. Знакомы вы хозяину или нет, всё равно, хозяин не о том заботиться, чтобы узнать причину посещения, а чтобы скорее попотчевать вас.

Обычаи Калязина

Все  семейство суетится и хлопочет подле гостя. Вы желаете поскорей объяснить причину посещений и уйти? Но так не водится у жителей Калязина. И появляется неизменный самовар, за ним закуска, домашние соление и прочее. Только после проведения таких церемоний, часто утомительных, вы можете объясниться.

Но если угощение вами не было принято, лучше не начинать никаких дел. Вы уже обидели хозяина и теперь у вас нет шансов сговориться. Когда же, все исполнив к удовольствию хозяина дома, вы готовы откланяться, вся семья провожает вас до ворот и усердно просит навестить еще.

Бывает, не застали хозяина, тогда вас также радушно встретит и угостит хозяйка. Для чужих, особенно для приезжих чиновников из Твери, калязинцы дикари. Это относится к семействам состоятельных горожан. Бедные, всё равно примут радушно, правда без угощений, по понятным причинам.

Исключение в этом случае — содержатели постоялых дворов. Тут уж в Калязине, как и везде в русских городах, будьте осторожны и не обольщайтесь на ласковую речь, если не имеете привычки кидать деньги на ветер. Договариваться нужно обо всем — от наёма комнаты, до наличия воды в умывальнике.

Гостеприимство калязинцев

Пик гостеприимства приходится на время праздников, именин и при ряде других особенных случаев. Не принять и не угостить родственников и знакомых считается чем то сродни греха. Можно подумать, что при таком гостеприимстве в Калязине сильно развито пьянство. Конечно есть и такие, преданные погибельной страсти, люди. Но их очень мало, да и то из беднейшего класса.

Другие же горожане очень редко, при таких случаях, могли позволить себе лишнее, хотя угощают весьма радушно и усердно. Немногие женщины пьют вино и только одна из 100 пьет водку. Вообще нравственность женщины стоит значительно выше мужской. За 20 лет не было не единого случая, за который можно было краснеть за калязинскую женщину, разумеется, из хорошего дома.

Свадьбы в Калязине отличаются от других мест тем, что в них не бывает суеверных обрядов и других странностей. Свадьбы здесь начинаются и заканчиваются молитвой. Правда, ввиду такого торжества, пошумят, попоют, попляшут, побранятся, помирятся.

Особенно шумно в городе проходят святки. Улицы и переулки города заполнены молодежью. Молодые катаются на лошадях, по вечерам, песни, пляски, хохот. Раньше "ряженные" толпами ходили по улицам, заходили в дома, где предавались буйному веселью. Теперь же, благодаря священнику, это безумие значительно ослабло. Из порядочных горожан уже никто не рядится, а "ряженных" в дома не пускают.

Новогодные гуляния

С глубокой старины сохранились добрые обычаи проводить долгие, осенние вечера на улицах с песнями и играми. Были всякие дурные последствия таких гуляний. Теперь же, не одна девица из порядочной семьи не выйдет на такое гуляние. Сохранился обычай гулять во время святок, но никого суеверия в этом нет, святки — повод порадоваться, посмеяться.

Остался  добрый обычай кормить на праздники нищих. К этим праздникам присоединялись некоторые особенности. Например, купцом Н.М. Суворовым раздавались носки, чулки шерстяные всем нищим независимо от их количества. А их собиралось около 300 человек.

От купца Н.М. Полежаева раздавали по пуду муки или круп на месяц на каждого горожанина, но только тем, кто от своего приходского священника приносил записку о бедности. Кроме того выделяли мясо перед великими праздниками и давали по сажени дров.

Обыкновенно существовала традиция посылать перед праздниками в острог деньги, пироги, мясо. Потом с устройством тюремных комитетов, это прекратилось.

Еще один прекрасный обычай был на Пасху. Нужно было обязательно посетить мощи преподобного Макария и похристосоваться. Это делалось в первый день праздника. Основа этого обычая — глубокая вера народа в загробную жизнь. Именно в первый день Пасхи нет мертвых, все живы — от святого Макария и до тех,  прах которых давно смешался в землей.

Как всегда, буду рад любым комментариям.

С уважением, Виталий Сердюк.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Яндекс.Метрика