История утраченного собора

После погрома Твери в 1327 году татарами пострадал и величественный красавец-собор, но  был быстро восстановлен. Восстановление и ремонт его связывают деятельностью 2-х человек — епископа Федора Доброго и тверского князя Михаила Александровича.

Владыкой Федором было сделано немало. Установил он ворота «медяные», поставил золоченные кресты на собор и приделы, «подписал алтарь во святом Спасе», сделал и вторые, северные ворота медные.

Одни из этих ворот были отправлены в резиденцию Ивана Грозного, в подмосковную Александровскую слободу, где были использованы в портале Троицкого собора. Образцами этих тверских дверей являлись Корсунские двери 10 века, новгородского Софийского собора.

В 1360 году работы в соборе продолжались. Был расписан Введенский придел, где был и похоронен владыка Федор, спустя 7 лет. Затем через 4-е года, весь соборный комплекс пострадал уже не от людей, а от стихийного бедствия. Сильный шквальный ветер, молнии, вихри с дождем, повредили собор. При князе Михаил Александровиче был выполнен капитальный ремонт.

Одна из стен собора

После многословных сообщений о тверском соборе в 14 веке летописцы словно забыли о существовании тверской святыни. 15-е столетие стало веком блистательного расцвета тверского княжества при князе Борисе Александровиче. Что же происходило во времена многочисленных пожаров с собором в другие годы, можно только догадываться.

В 1485 году Тверь вошла в состав Московского княжества. Последний тверской князь бежал в Литву, а Иван 3 присутствовал теперь на литургии в тверском Спасе, которую служил епископ Вассиан. Теперича Тверью управляют временщики, поставленные Москвой. Вскоре Тверь получает сын Ивана 3 Василий. Но в связи с малолетством, права его были сильно ограничены, возможно и другие причины внутриполитического характера лишили Василия Твери.

Спас Златоверхий

После неоднократного опустошения Твери соборный храм пришел в такую ветхость, что грозил падением. В 1634 году царь Михаил Федорович прислал на построение нового собора значительную сумму денег.

Используя это пособие, епископ Евфимий закончил постройку нового собора, освятив его в 1635 году. Второй собор просуществовал не так долго, как первый, который простоял 350 лет.

То ли поспешность строительства или очередной пожар, возможно другие причины произошли, только новый храм потребовал вскоре не ремонта, а немедленной перестройки. Его полностью разобрали и построили на его месте новый.

Собор был украшением Твери. Издалека были видны золотые маковки и кресты, сверкающие на солнце. Особенно красив Кафедральный собор был при восходе солнца, когда из утреннего тумана сначала появлялись сияющие кресты пяти глав, а затем проявлялись звезды на куполах.

Соборный храм Спас златоверхий, так его называли в старину, был построен при архиепископе тверском Сергии. Его строили 7 лет, с 1689 по 1696 год. План для его постройки преосвященный Сергий взял с Московского Успенского собора.

Весь храм был построен из белого старицкого камня, только своды собора были сделаны из кирпича. Крыша на соборе была простая, четырехскатная. Храм пятиглавый, с тремя входами. Алтарь устроен также, как и в Успенском соборе Москвы. Общий план храма, оклад его — прямоугольник. Окна в храме были шире, чем в Успенском соборе Москвы.

Иноностас Спасо-Преображенского собора

Внутреннее убранство великолепно. Иконостас состоял из пяти ярусов: в самом вверху св. праотцы, во втором — пророки, в третьем — апостолы. Все ярусы обложены по краям золоченым серебром, каждая икона в золоченном венце. Ярусы отделены резными золоченными поясами. Тонкая живопись иконостаса дает представление об искусстве старых, тверских иконописцев.

При архиепископе Григории столпы собора были обставлены вызолоченными иконостасами,  на них поставлены две иконы Спасителя и Божией Матери, во весь рост; две другие, на следующих столпах, на одной изображен великий князь Михаил Ярославич, получающий духовное утешение в предсмертные минуты, а на другой - убиение этого святого.

Эти иконы были написаны по заказу тверского купца А.И. Сутугина художником Орловым. На стенах собора была возобновлена живопись; две картины — апостол Павел и Спаситель. Столбы, поддерживающие своды, были облицованы под мрамор.

Главной святыней соборного храма являлись мощи св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. В 1655 году во время страшнейшей моровой язвы святые мощи были переложены в новую, великолепно украшенную раку, причем, мощи князя-мученика были обнесены вокруг города Твери для спасения от страшной болезни.

Крестный ход с мощами святого князя Михаила

Спустя время, святые мощи были переложены в новую раку, которая была выполнена во французском стиле. В основу ее была взята гробница Ярослава Мудрого. Орнаментация сооружения заимствована из византийских и древнерусских храмов эпохи близкой к земной жизни Благоверного.

Хотя собор построен по плану Успенского, но в нем есть все-таки уступки духу времени: наличники окон, богатые карнизы — все выполнено в духе московского строительства 17 века и дает хорошее воплощение московской эстетики, еще свободной от веяний барокко.

Колокольня собора была построена в 1753 году и имела 3-и яруса. Нижний ярус обращает на себя внимание своей стильностью. В нем помещалась семинарская библиотека, потом был храм, где размещены были вещи церковного древлехранилища.

Были поставлены  часы на колокольне, вместо старых. Циферблаты их около 2-х метров в диаметре, темно-синего цвета, на нем выделялись позолоченные стрелки и цифры. Каждые 15 минут часы издавали звон, каждый час было 4 удара, за которым следовали удары большого колокола, отбивавшего время.

Последний ремонт собора в 18 веке был проведен при архиепископе Платоне. При нем была обновлена штукатурка внутри Кафедрального собора, на южной и северной стороне прибавлены 4-е окна, украсилась  живописью сама церковь и алтарь.

В первой половине 19 века Спас златоглавый живет обычной жизнью центрального храма епархии. Его неоднократно посещают члены императорской семьи. В 1826 году в нем находилось тело умершего в Таганроге императора Александра 1, летом в соборе присутствовал на богослужении Николай 1.

Несчастливая судьба главного храма Твери

Ночь на 4 апреля 1935 года стала последней для Тверского Спаса. «Блестяще» выполненные работы по подрыву, превратили символ тверской земли в груду развалин. Взрыв был идеальным, от него не пострадали даже стекла окон соседних зданий. То что осталось от собора разбиралось и вывозилось до 1936 года.

Всему строительному материалу нашли применение. Обтесанные камни от стен пошли в кладку цоколя ограды набережной вдоль Волги. Мелкий кирпич и обломки стен, вперемежку с костями, пошли на подсыпку съезда от улицы Советской  до  Староволжского моста.

Памятник М.Калинину у Путевого дворца

К 1937 году Соборная площадь была полностью расчищена и благоустроена, в центре сквера была установлена скульптурная группа из бетона - сидящие на скамье Ленин и Сталин. И наконец, в 1955 году на площади Революции (бывшей Соборной) на священном месте, был воздвигнут памятник М.И. Калинину.

История тверского Кафедрального собора насчитывает 6,5 веков. Наступило иное время, появляется надежда, что жестокие варварски времена русской национальной культуры никогда не возвратятся. Восстановление утраченных памятников — спорное дело и не благодарное, но все же восстановление утраченных памятников в стране идет. Сейчас продолжаются громадные  реставрационные работы Путевого дворца Екатерины 2.

Практический импульс регенерации культурной среди в городе дан. Может следующей тверской святыней, подлежащей восстановлению, будет Кафедральный Спасо-Преображенский собор?

Буду рад любым Вашим комментариям.

С уважением, Виталий Сердюк.

Комментарии к новости "История утраченного собора"
Оставить комментарий
  1. Хорошо! Так что у вас памятник всероссийскому старосте так и стоит? Не свалили, как в Москве валили всё подряд?

    • У нас все на месте, стоял и стоять будет.

  2. Жаль что собор постигла такая учесть. И хорошо чтобы больше не было таких потерь

  3. Прошел всего год. Памятник Калинину перенесли, Собор восстанавливают. Я , грешным делом, думала, зачем еще одну церковь строят? В Остальных-то приходы маленькие. Но такой исторический Собор, конечно, надо восстановить. Он для Твери, как для России Храм Христа Спасителя.
    Виталий, а памятник Ленину и Сталину фашисты убрали?

    • Да, Таня, духовным средоточием древнерусского города всегда был собор — главный храм города. В архитектуре этого храма проступал, как бы особый стиль, главный нерв культуры и духа города. Судьба Тверского Спасо-Преображенского собора сложилась неудачно и сейчас под сквером погребены остатки здания, история которого полна тайн. Его разрушения, это укор нашей совести, боль, причиненная нам всем. Пусть его построят и он снова предстанет перед людьми, и не только как религиозная святыня, а как символ многовековой истории Твери. Что-то слишком пафосно я написал, но считаю, собор нужен городу, пусть даже он будет новодел.
      Теперь, что касается скульптурной группы — сидящие на скамье Ленин и Сталин. Когда к 1937 году Соборная площадь была расчищена, эта скульптурная композиция была установлена в центре сквера. Во время оккупации немцами территория сквера стала немецким кладбищем, с которым мы "разобрались" лишь весной 1942 года. Немцы и уничтожили этот памятник, при обустройстве своего кладбища.

  4. Спасибо за ответ, Виталий. Ведь о кладбище фашистов и сносе памятника, читала у вас в статье об оккупации. И уже забыла. Пора перечитывать снова))

    • Хотя и недолго были немцы в Калинине, но доставалось жителям города крепко. Грабежи, расправы над местным населением, казни советских работников, коммунистов и комсомольцев происходили часто. На стенах домов расклеены были приказы, сулившие наказания за нарушения порядка. На площади Ленина и Пушкинской появились виселицы. Ходить по городу было возможно с 8 до 16 часов. Но новые порядки фашистов не приносили результата. При отходе Красной армии, тоже уничтожались важные объекты Калинина, не всё так однозначно в нашей истории.

  5. А что было уничтожено Красной армией?

    • Уже 24 июня было опубликовано постановления СНК о мероприятиях по борьбе с диверсантами в прифронтовой полосе. Было создано в нашей области 73 истребительных батальона. Конечно в их задачу входила не только охрана важных объектов и сооружений - фабрик, заводов, мостов, электростанций. В случае необходимости их использовали для участия в боевых операциях, помощи военным и милиции. Наши местные власти проводили эвакуацию и организацию вывоза материальных ценностей не шибко хорошо. В случае, если не было возможности вывезти в тыл, предписывалось уничтожение имущества. Немцы стремительно наступали, вступили в город 14 октября, а 12 числа жизнь в Калинине шла своим чередом, "крутили" фильмы в кинотеатрах, в фойе играл оркестр, а фашисты были уже в 20 км от города. Конечно, что эвакуировать многого не успели, думаю не смогли же оставить немцам, механический и инструментальный цех "Пролетарки" и вагонзавода, склады с имуществом, ряд фабричных и заводских построек,электроподстанции, мельницы, ткацкие и швейные цеха и склады. Да и наш символ - Староволжский мост, есть версия, что взорвали наши.

  6. Жизнь в оккупации шла своим чередом,но гл.режиссера драм.театра потом был...за сотрудничество с немцами.А как он мог сотрудничать?Мост.Привезли снаряды,которые по калибру не подходили.Вот так обороняли город.Это не версия,а подлинные факты.Есть пока свидетели событий.
    Я знаю историю,знаю как взрывали,знаю как камни вперемежку с костями патриархов и князей вывезли на свалку.Стоял крест и напоминал о варварстве.Крест поклонный.Деревянный.Пусть бы и стоял.А вот путевой надо было бы наконец восстановить!
    Уверена,что новодел постигнет судьба Храма Христа спапасителя. Храм трещит по всем швам и уже требуется что-то делать? А что?
    Говорю,как опытный проектировщик,что восстановить разрушенный в ноль памятник,а Собор был именно памятником, невозможно.Это огромная кропотливая работа,нужна чертежи,изучение прежних технологий и материалов.Все утрачено и по картинкам и фото восстановить невозможно.Тем более при нанешнем состоянии в строительстве.Это просто безумие и подражание."Ускоренными темпами и в срок".Ну один новодел ,который обошелся в 200 тыс.$.
    Bедь изменилось место с 35 года,построен институт.
    План....
    Реконструкции возможно и в Тверской губернии очень много чего еще можно спасти.Спасти церкви Николая Львова.Они уникальны,а стоят в разрухе.Пока еще стоят....

    • В 1935 году снесли не один храм в богомольной Твери. Город должен был вот-вот стать центром области, а Собор считался гнездилищем врагов тогдашней идеологии. Конечно, многим было жаль уничтожать такую красоту. Действительно, уже в пустом храме находили склепы с захоронениями и при разборке фундамента было вскрыто массовое захоронения людей. Но люди, которые готовили шпуры под взрывные камеры были уверены в том, что это делается ради светлого будущего. Понятно, что новодел не сравнится с духовной доминантой и символом тверской земли, каким являлся Спас на протяжении более 6,5 столетий. Что касается чертежей, то утрачено не все — многие документы сохранились, именно они и послужили основой для восстановления Собора. Важно восстанавливать и другие церкви, ведь в Твери нет, практически, исторической архитектуры.

      • Чертежи.Безусловно есть эскизные,но это не рабочие чертежи для строительства как было во времена СССР.А уж сейчас "ударно и в кратчайший срок". Таковы обстоятельства.
        Во времена строительства на Руси строили неграмотные,но мастера и под началом, и они даже читать их не умели.Все делали по месту мастера.Причем лучшие.Храм строить доверяли только ОПЫТНЫМ в этом деле людям.С огромным опытом и ответственностью,с большой практикой.
        Состояние и технология строительства,отношение к нему таковы,что ничего строить нельзя такого,что можно называть "возрождением".Мне кажется,что все это понимают,но...план есть.
        И Храм Христа Спасителя в Москве-яркое тому подтверждение.
        У Спаса в Твери был колокол,звук которого разносился по всей губернии.
        Вот сделали колокол для Исакия,а он оказался с ДЕФЕКТОМ!
        Важно делать реконструкции того,что можно сохранить и не обязательно в центре области.
        В Тверской губернии разрушаются творения "русского Леонардо",специалист по творчеству которого приглашен из Италии в МАРХИ читать лекции. Т.е. даже не архитектор читает,а человек,которого покорила архитектура Львова. Росси рассказывает о особенности этой архитектуры времен Екатерины.
        А что можно показать этому специалисту в Никольском или Торжке? Развалины и
        его бюст,деньги на который собрали жители и потомки в России и за рубежом,а Академия художеств за личной подписью Церетели не дала и рубля на памятник члену Академии.Позор!
        Потеряем всю культуру,если будем продолжать успешную храмосдачу".
        Ну кому придет в голову строить святыню! Прости меня Господи.

        Добавлю,что во времена Брежнева приехал новый облпарт и увидел,что висит потрет Калинина на пром.выставке,которая размещалась в бывшем храме.Он сказал:"Я вышибу из вас калининский дух! Повесить портрет Брежнева!" Повесили.
        Важно сохранять то,что еще можно,а не строить времянки,которые потом начнут разрушаться.
        Строили,разрушали,потом опять разрушаем,потом опять строим...
        Может пора остановиться и собрать дух.Сделать жизнь человека в Твери лучше,а не просить собрать по копеечке....,чтобы возродить.
        Я видела пустырь на месте городского кладбища у бывшей кладбищенской церкви. Край Центра города.Пустырь,ужасную соорудили (восстановили) ограду у церкви из селикатного кирпича.Срыли кладбище,уничтожили книгу и память о лучших людях.Место пустует с 30х годов.Зачем и кому это место понадобилось? Сохранять надо то,что еще существует и без пафоса.Составить план специалистам по реконструкциям.Конечно реконструкции всегда дороже новоделов процентов на 25% точно,а потому,что это сложная работа.А вот новодел можно быстро и...много чего можно ударно.

        • " Город должен был вот-вот стать центром области, а Собор считался гнездилищем врагов тогдашней идеологии."
          Меняются наверное часто идеологии у нас и в этом все дело.То один портрет,а потом другой.То один памятник,а потом убираем и строим другой.
          Но что мы можем? Сносим,потом строим,потом опять снесем,потом построим...

          • Ни идеология, ни атеизм сами по себе не есть источники нравственности. Источник нравственности — культура. Культура совести, культура человеческого поведения, культура совести. В те годы атеизм был одним из проявлений свобод нашего общества, как и вероисповедания. Теперь наше государство обязано тратить колоссальные деньги на реставрацию церквей, превращенных атеистическим варварством в склады и клубы.

        • На протяжении столетий храм неоднократно перестраивался и дошел до 30-х 20 века, в том виде, которые были приданы ему в конце 17 столетия. Ценно то, что этот храм стоял на месте более древнего кафедрального собора, который был первым каменный храм, возведенный на территории Владимиро-Суздальской Руси. Обмеры и привязку здания, как раз и делали в СССР 30 мая 1935 года, перед разрушением собора и хранятся они в Москве в музее архитектуры имени А.В. Щусева. Что-то передали и в Калининский краеведческий музей. Кроме этого, Собор был очень похожий на Успенский Московский Собор. Что касается мастеров, нужно отметить, что тверская архитектурная школа начала формироваться еще в конце 13 века. Наверняка, были и неграмотные каменщики среди них, но свое дело они знали хорошо. Да, будет построен новодел, а в 17 веке разве было по другому? В конце 80-х годов 17 века древний храм был разобран до основания и на его месте выстроен новый собор. Не нам судить церковные традиции, которые складывались столетиями, ведь владыка дал санкцию на ликвидацию первоначальной постройки? Хотя эта традиция лишила нас значительной части древнерусского наследия.

          • Еще раз пишу,как специалист по СТРОИТЕЛЬСВУ и напоминаю,что новое строительство Храма Спасителя в Москве обошлось в 200 млн.$ (я ошиблась и написала тыс.до этого поста) в 1994году.А сейчас он разрушается.И это было ясно,что нельзя строить в 1994 году,но построили.Построили с подземным гаражом и как многофункциональное здание ГЛАВНЫЙ Храм.Я посмотрела технологию и экспликацию храма.Да разве он был таким!? Нет,но внешне почти такой,как раньше.Почти,но не такой и не так эксплуатируется.
            Дело не в том,что новодел,а в том КАК и ИЗ ЧЕГО их строят,а не для чего.Сейчас положение в строительстве значительно хуже.И просто катастрофическое!
            Уж был бы лучше бассейн и смывал бы все грехи,которые совершили.Это не пафос,а уже мнение общественности.Хотя существует легенда,что место прокляла настоятельница монастыря который снесли,а на его на месте построили Храм Христа спасителя в честь победы в войне 1812 года.Строили очень долго,тщательно и из лучшего...лет 40 на пожертвования.Причем жертвовали строительные материалы,которые отбирали и браковали,если они не были хорошего качества.
            Что сумели спасти валяется на задворках Донского монастыря.Когда видят эти лики,то к новому храму уже не хочется подходить...Стыдно.А если не посмотреть,то вроде и нормально.
            Жалко,что нельзя разместить и Вы бы увидели разницу между мраморными ликами и бронзовыми.
            Бронза блестит и лиц не разглядеть.Вот и все традиции.
            Но Церетели уверяет,что бронза идеальный материал для скульптора.А с ним не поспоришь!

          • Мне трудно судить о Храме Христа Спасителя. Но место, где был раньше бассейн "Москва" помню, когда учился, каждую неделю ездили туда купаться. В 1839 году храм был построен, как главный храм России и в благодарение Богу за национальное спасение от Наполеона. Это сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники. В Москве, до наших дней, осталось много предшественников храма Христа Спасителя, чего не скажешь о Твери. Ведь и в то время, шквал критики обрушился на этот храм. И что на самовар похож, и на гриб, и на чернильницу и вообще неудачный проект. Художественной ценности не представляет — таков был вывод-причина его разрушения. Совсем памятны и недавние споры о новоделе, конечно, нельзя было строить подземные гаражи в храме, тем более, что он посвящен лично Господу. Современные строители вряд ли заливали соединение мрамора с кирпичом свинцом, да и протопоповского мрамора не осталось. Понятно, что храм сейчас предстает несколько в ином образе, чем его видели наши предки. Но Москве нужен такой покаянный храм, храм-мученик, который воссоздан, как благодарение Богу за спасение России. Строили в наше время тоже из качественных материалов. Поставку мрамора, облицовку, производство мебели выполняла итальянская фирма, поставкой камня для внутреннего интерьера и элементы флорентийской мозаики выполнены нашими фирмами. Над архитектурным замыслом Храма работало целое управление совместно с Патриархией. Да и качество строительных работ в 1994-2006 гг. было значительно выше чем сейчас.

  7. Можно построить и новый Кремль на месте стадиона "Химик". А то никто не знает,что он там был.Ученики гимназии №6 не знали и не знают.
    Он сгорел при пожаре в Твери и Матвей Казаков приехал строить город.
    А можно провести водопровод и канализацию на Пролетарке,а может на уроках истории надо больше рассказывать о истории родного города,водить в краеведческий музей?
    Не нам судить....

    На Руси храмы были памятниками.Их строили по случаю событий общественного или личного характера.Первый скульптурный памятник в Москве это памятник "Минину и Пожарскому".
    Там очень много символов.Гражданин Минин призывает князя идти на борьбу за страну,а люди несут самое ценное,чтобы быть сопричастными.

    • "Да,будет построен новодел". Я согласна,что будет построен.

    • Тверской кремль занимал не только территорию, где находится стадион "Химик" и часть городского сада и Соборную площадь. И очень плохо, что мало кто знает,что Кремль там был. Можно сколько угодно рассказывать на уроках об истории родного города, водить в музеи, но и учитель должен быть человеком со своим лицом, а не с лицом, каждая черточка которого, утверждена Министерством образования. В школах и вузах надо читать не обрезанную, а полную мировую философию, нельзя изымать с технических вузов курсы литературы, искусства. Да, что говорить, многому чему нужно учить наших детей.

  8. " Да и качество строительных работ в 1994-2006 гг. было значительно выше чем сейчас.Храм-мученик."
    Я не о образе,а о качестве строительства, темпах."Поставку мрамора, облицовку, производство мебели выполняла итальянская фирма.Работали над архитектурным замыслом....". Ну и воплотили многофункциональное общественное здание!
    А сейчас Храм срочно требует реконструкции! Он просто мокнет.Трещины увеличиваются.

    Вы знаете что в Москве в 2000 году поставили памятник"Возрождение".
    И вдруг на фото все увидели на плите под памятником огромную трещину.И ахнули:"Треснуло Возрождение!"Смотрите сами фото памятника Э.Неизвестного "Возрождение". Стоит на Б.Ордынке.
    Сплошные символы.Уж не буду о том на чьем владении стоит Возрождение.

    Что нужно Москве? Это знают коренные москвичи.
    Что нужно Твери -тверичане,а на видео агитируют не жители города.Смотрите видео.

    Я случайно зашла на Ваш сайт.Возможно я не знаю потребностей жителей,но я знаю историю и культуру этого края,изучала архитектуру и архитекторов,творцов,отношения людей в губернии.Я часто бывала в Твери и губернии.
    Всего Вам доброго.

    • Храм Христа Спасителя строили 6 лет, за пять лет тверской Спас был построен при малолетнем Михаиле Тверском и если бы храм сохранился до нашего времени,то его архитектурно-художественные качества стали бы замечательным источником по истории Твери и ее культуре. О современном качестве строительства пишут и показывают много чего, да и не только в строительстве. У нас множество проблем, которые требуют безотлагательных решений. Все же, как писал Платонов: "Мы ненавидим наше убожество, мы упорно идем из грязи...

      • Пишут,показывают.А я работаю в нем.Вернее работала,т.к. работать так я уже не хочу и не могу,хотя и востребована.Ну я не буду о проблемах,о том чего требуют или говорят.Говорят много и разное.Не мой профиль.Я писала как профи.По своему профилю.Я проектировщик.Ну как Матвей Казаков.Он постигал все части проекта.Архитектор должен не только уметь рисовать,но знать всю инженерию немного,но обо всех частях проекта.Этим он отличался от Баженова.Но это история и очень поучительная.

        Упорно идем из грязи....,но никак не выйдем из нее!
        Другой писатель написал:"Я пришел в мир добрый,родной и любил его безмерно.Ухожу из мира чужого,злобного,порочного.Мне нечего сказать вам на прощание", "Желаю вам лучшей доли.Ради этого мы жили,работали и страдали" Виктор Астафьев.

        • В скромности Вам не откажешь. Как Казаков! Казаков всю Москву перестроил, сколько зданий в Первопрестольной построил, что сложилось понятие "казаковская Москва". За что он не брался, все у него получалось великолепно: будь то торговые ряды, богадельня или белоснежный Колонный зал на Охотном ряду, где некогда размещалось Благородное собрание Московского дворянства. Что кажется Астафьева, он в своё время, жил в справедливом мире и добром? Сомнительно. В каком мире жил, с такого и ушёл.

          • Вы не поняли.Казаков-это пример для меня! Достойный пример.Его оценила практичная Екатерина.Она любила строить и вмешивалась решительно.Была идея перенести туда столицу.Но она не любила праздную Москву.Она дала дорогу молодым Казакову,Львову,Баженову....и в расцвете таланта Растрелли получил отставку.Стиль изменился.
            Я веду тему архитектуры Москвы.Я рассказала о его творениях и Баженова.Рассказала о том,чем они отличались и почему их судьбы такие разные.Хотя Баженов учился за границей,а Какаков никогда не выезжал за пределы России.
            Вы правильно отметили,что он был универсал.Он мог строить все.Дворцы,торговые ряды,многофункциональные здания;Храмы,причем в двух православных церквях и все удавалось.Ну есть конечно приписываемые ему,но у него были ученики из крепостных и их имена пропали.Неизвестны.
            А про Астафьева надо читать,чтобы не сомневаться.Он долго размышлял прежде чем что-то написать.Но в народе его любят.
            Свой мир. Это то,что в душе и главное ...себя не терять.Ну как в песне Пахмутовой,которую исполнил Градский.Не песня ,а гимн.Причем вполне в христианском духе.

          • А что Баженов? Из-за превратностей судьбы удивительный дар Баженова раскрылся не в полной мере, но некоторые свои градостроительные идеи ему удалось осуществить. Астафьев с 1924 года, добавив ещё 17-18 лет. Война, взгляд солдата на войну, на тыловых "крыс", послевоенные годы тоже очень тяжелые, где у него было доброе время. Я ничего против не имею Астафьева только не пойму, когда же у него было недоброе время. В 1960-1970 пишет, в 1975 получает премию, потом через 3 года ещё одну, плодотворные 80-е. В 1994-1955 ещё две премии и 1998... Когда же для него мир изменился.

      • За 6 лет построили не Храм,а многофункциональное общественное здание с подземным гаражом и концертным залом!
        А с судьбой Михаила Тверского я очень хорошо знакома.Я читала РАЗНЫЕ источники.Много и разные.

        • Очень рад, что вы знакомы с судьбой великого князя Михаила Ярославича.

          • С Баженовым произошла банальная история,чтобы уж о судьбе.С ним усе понятно.
            Приехал,а пока учился завязал отношения с масонами,передал Павлу книги от них.А ведь надо было набираться опыта и изучать местные условия.Не Италия чай! Был талант,друг Казаков,покровители,но ничего не помогло.Политика! Вмешали или влез? Не знаю.
            Его лишила Екатерина всех гос.постов и заказов.Иди в частный сектор,а на гос. не надейся.Вот такая история.Типа влияние Запада.

          • Не знаю ничего о связях с масонами, но профессора Академии св. Луки в Риме просто так не дают. Знаю, что им был предложен проект реконструкции Кремля,который не был осуществлен из-за нежелания Екатерины возвеличивать Москву. Это стало для него тяжелым ударом.

          • У Баженова было много проектов.Вплоть до перестройки Академии художеств.Может и звучит крамольно,но подумала,что хорошо,что все что не удалось осуществить эту перестройку.
            А то,что он был масон-это написано во всех его биографиях.Меня это нисколько не смущает сейчас,а тогда это была политика и оппозиция власти.
            Еще раз как,изучивший деятельность и жизнь Баженова напомню,что он приехал без опыта.Он ыл еще рисовальщиком,а архитектором становятся лет через 12-15,когда поработают на практике.Вот таким был Казаков.В этом их различие.Но талант Баженова бесспорен.Дали профессора в Италии,но в России другой климат,другие материалы,подрядчики.Все другое.И надо было это осваивать.
            Не знаю кто чего хотел и возвеличивать,но БКД построил Казаков. Дверей там Екатерина поубавила конечно,т.к. это был ее дом.Она так и назвала его в личной переписке."Мой дом". Она писала о возможности переезда в Москву и строила дом,но быт Москвы ей не нравился.Среда.Москва была сердцем России и только в ней венчали на царство.Уж это она понимала,понимала величие города.Ну можно много писать как она строила...
            Когда лишают всех гос.постов,то конечно ударит.Идеи....Идеи часто бывают красивыми,но реализовать их невозможно.Так случилось в Царицыно.
            Все ухожу.

          • Баженов и в России был академиком. В конце 1799 года — вице-президент Петербургской Академии художеств. Что касается масонов, то Екатерина не принимала никаких мер против них, иначе сидеть Баженову в Петропавловской крепости, за то что украсил дворец в Царицыно масонскими символами. Это когда был арестован Новиков, был отдан приказ арестовать и других московских масонов. Они не являлись оппозицией к власти, просто некоторые их идеи, например, защищать интересы народа, помогать бедным
            очень не нравились государыне. Бывший муж был масоном, Вольтер, которого читала, с которым вела длительную переписку, да русских масонов хватало.

  9. Вы не поняли.Екатерина и Павел были врагами.Ясно,что за сношениями Павла была слежка.Через Баженова передали книги.Этого было достаточно для отставки и гнева.
    Все говорят и пишут о самолюбии обоих.
    Либо служи ей,либо не служи и ди на вольные хлеба!Она не преследовала,т.к. преступления не было.
    Принцип.
    Она и не принимала мер запрещающих,но надо было понимать этому молодому спецу что нельзя делать в обход.
    Когда Павел стал императором,то он создал для Баженова должность,он поднял его,но было поздно.

  10. Не все однозначно....
    Самое красивое здание в Москве-дом Пашкова!

  11. Нашла инициативы.Прочитайте до конца.Там есть и о реставрации.РЕСТАВРАЦИИ,а не о новом строительстве.Это важно.
    Но кто знал о этом голосовании?
    https://www.roi.ru/6545/
    Там много инициатив....

    • Не обязательно здесь собирать голоса. Есть и в социальный сетях похожие варианты, создать петицию и собрать голоса. Тут ничего нового, другое дело — будет ли результат? Хотите реставрацию? Пожалуйста! Собирайте не голоса, а деньги и местные власти вам помощь.

  12. Кстати.Но почему то под словами:
    "Я пришел в мир добрый,родной и любил его безмерно.Ухожу из мира чужого,злобного,порочного.Мне нечего сказать вам на прощание", "Желаю вам лучшей доли.Ради этого мы жили,работали и страдали" Виктор Астафьев.
    набралось огромное количество лайков в соц.сетях и без комментов.Одобрили слова.

    • Что такое лайки из социальных сетей, понятно всем. Для тех, для кого мир был чужой и злобный уже давно уехали искать мир добрый. Он же неплохо жил и в Красноярске. Это простой народ не мог ничего купить в начале 90-х. Это время хорошо помнится, когда в магазинах кроме продавщиц, нечего было покупать.

      • Он никогда и никуда бы не уехал.Хотя бывал за границей.Он пел там русские песни.
        Он не уехал.Он жил в Овсянке.И слов:"А надо купить,или где купить" он не произносил.
        Он как жители Овсянки,куда его бросили больного.
        Народ,простой народ.Стали как на сорта мяса делить.А где эта сортировка?
        Народ-это население территории.А что такое простой народ? Непонятно...
        Начало 90х не все оценивают по прилавкам.Произошла народная трагедия!

        • Астафьев писал истинно гражданские произведения, но они должны не только отражать исторические события, но и помогать в новых общественных преобразованиях страны. Приехал к нему Ельцин, поговорили, пенсию добавили на тысячу, а остальные жители Овсянки что? Морально непозволительно народному писателю иметь любые виды продуктовых и товарных распределителей, имея спецталончики в кармане. Истинно гражданские произведения сами являются событиями истории. Долг писателя откликаться на стоны и протесты народа. Это и есть гражданственность. Попросил бы у президента повышение пенсии для всего народа? Нет, промолчал.

          • Ельцин,поговорили...
            Вы не знаете что-ли как его лишили пенсии!
            Зачем придумывать про продуктовые карточки,пайки.
            Я знала зав.распределителя в Твери и как оно было.Кто пользовался,а кто нет!
            Писатель,который написал правду был отвергнут этими вершителями судеб.
            Поэтому зак.собрание лишило его пенсии.
            Я больше не буду писать ничего на Вашем сайте.
            Попросил.Он не просил никогда.Он требовал правды для народа.

          • У меня свое мнение и таким оно останется. А Вам советую завести свой блог и складировать на нем свои "замечательные" мысли.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.