Святые камни Тверской земли

Здравствуйте, друзья!

Название «Камень» — даже на самых крупномасштабных картах не найти в нашей тверской местности. Но это место существует в Весьегонском районе, про него знают жители окрестных деревень и оно считается одним из интересных в районе. Своим названием место обязано огромному валуну, который находится на берегу речушки Суховетка.

Ныне берега этого водотока сплошь покрыты лесом. Дойти до этого камня возможно по старой дороге от заброшенной деревни Поповка. Этот камень, видимо, был предметом почитания далеких предков-язычников. У них эти камни считались сакральными.

Святой_Камень_в_Весьегонском_районе

Со временем язычество переродилось в христианство. К Святому камню приходило множество паломников. В 1853 году рядом с камнем появилась небольшая часовня святой Параскевы Пятницы. Дождевая вода, которая скапливалась в углублениях камня считалась целебной — паломники верили, что это не вода от дождя, а целебная влага сочится из самого валуна. Есть немало свидетелей и очевидцев чудес и явлений в этом необычном месте.

Со временем Святое место заслуживало большего внимания, чем часовенка и зажиточные крестьяне задумали возвести на берегу Суховетки святую обитель. В складчину была выкуплена земля и в 1892 году возвели и освятили деревянную церковь, получившую названия Святой Мученицы Параскевы.

А через 3 года Святейший Синод учредил на этом месте Параскево-Пятницкую женскую обитель. Основу этой монастыря составляли послушницы Вышневолоцкого Казанского монастыря. Из окрестных сёл и деревень потянулись к святой обители женщины, готовые посвятить свою жизнь служения Богу. Сообщество быстро росло и к 1915 году в ней уже было 12 монахинь и 80 послушниц.

Теперь эта была полноценная обитель под названием Троице-Пятницкий монастырь. Настоятельница монастыря, заручилась поддержкой и благословениям отца Иоанна Кронштадтского на возведения нового каменного храма. Сначала ее заботами построено ряд 2-х этажных зданий и несколько хозяйственных построек. Епархиальный архитектор Алексей Петрович Федоров разработал проект большого каменного храма. Строительство его началось в 1899 году и продолжалось 10 лет.

Уже к 1920 году число монахинь и послушниц монастыря лишь росло. К этому времени произошли большие перемены в стране и обитель, практически, преобразовалась в трудовую коммуну, лишь монастырский устав по-прежнему строго соблюдался. Но к 1929 году монастырь все же закрыли, имущество конфисковали, а монахинь выгнали из обители.

В 1930-1940 годах в бывшем монастыре организовано производство валенок, которые шили и для нужд армии.В жилых постройках монастыря, одно время, находился детдом, а потом большой трехпрестольный храм был взорван в 1941 году. Битый кирпич был вывезен в поселок Кесьма для построения армейского аэродрома, который так и не появился.

Рядом с храмом возникла деревня Камень, но после разграбления храма и ликвидации детского дома деревня быстро исчезла так же как и монастырь. Территория деревни быстро заросла и в высокой траве урочища остались лишь фундаменты домов и среди леса небольшие участки фруктового сада. В 2003 году на Камне вновь появилась часовня, а на месте утраченного собора установили поклонный креcт.

Дивьев камень

В Кувшиновском районе недалеко от деревни Ново тоже сохранился интересный камень — Дивьев Камень. Дивьеми в старину называли камни, потому что на них остались следы, напоминающие отпечаток ступни человека. Верущие их называли «божьими стопками». Согласно преданию след на кувшиновском камне оставила сама Богоматерь. С тех пор, здесь бьет родник с исцеляющей водой.Святой_камень

Очень давно на этом месте находилась церковь Иконы Божией Матери«Живоносный источник». Об утраченной церкви напоминают лишь остатки склепа, где проживал когда-то отшельник. В начале 20 века, философ, художник, археолог Николай Рерих изучал курганы, которых великое множество в Тверской губернии

Существует предположения, что идея картины Н.К. Рериха «У Дивьево камня неведомый старик поселился» была порождена сказанием об этом затворнике. В наше время возродилась старинная традиция, каждый год в Великую пятницу к роднику совершается крестный ход. А с камнем соединены необыкновенные и интересные факты: в округе, на несколько километров нигде не встречаются змеи.

Как и все материальные объекты, памятники и исторические места подвержены изменениям и порче. Под влиянием влажности или чрезмерной сухости и других атмосферных факторов камни, драгоценные артефакты времени постепенно и неотвратимо разрушаются. Но можно принять меры, чтобы они существовали как можно дольше, чтобы сохранить их в целостности для будущих поколений.

Удачи всем. До скорых встреч на страницах блога.

Комментарии к новости "Святые камни Тверской земли"
Оставить комментарий
  1. Вот интересно, как одинаково складывается история во многих местах России. Если родник, то святой, отшельник селится, место памятное. И обязательно часовня, потом может монастырь, крёстный ход и т. д. Церковь никогда не упускала ни одного
    У вас камни, где-то роща, где-то яма и т. д. Камни понятно откуда могли взяться, но вот что святого? Именно в этом месте?

    • Сам факт наличия часовни свидетельствует о почитании камня. Местные бабушки говорили, что из центра этого камня бил святой источник, люди ходили молится к нему. Но если человек был грешен, вода из источника прекращала течь. Считалось, что умывшись водой, можно исцелиться от многих болезней. Таких мест в нашей области достаточно много, некоторые камни, размером с автомобиль и ученые до сих пор не могут определить характер происхождения их. А камни-следовики, как говорят ученые, обозначали границы территории племенных земель.

  2. А какие размеры этих камней?

    • Огромный валун на берегу речушки Суховетка длиной 4,6 м, шириной 3,5 м и высотой более 1 м — неизвестно, сколько в земле. "Дивьев" камень — обычный, среднего размера, валун. Размеров не знаю, судя по фотографии, 0.5-0.6 м по длинной грани, высотой 0.15 м.

      • На берегу реки Кава, недалеко от устья, тоже есть огромный валун. Правда сейчас , он значительно врос в землю. Но, говорят, лет 30 назад, забраться на него можно было только с посторонней помощью. Думаю, он может посоревноваться с этими валунами.

        • Я слышал об этом камне. Но важно ведь не размеры камня, а его предназначения. "Дивьев" камень называли еще "божьими стопками", считали что след на камне оставила Богородица, к нему до сих пор припадают верующие. Что касается камня на р. Каве, то считается, что в эти места, с востока продвинулись финно-угры, которые потеснили или включили в состав местных жителей. Строили свои городища на отрогах коренного берега, на отдельных холмах, на прибрежных мысах рек.
          Простой был у них погребальный ритуал: сожженные кости умерших обычно ссыпали в яму, закапывали, а над могилой для обозначения ставили камень. Камень на Каве наверное обозначает святилище жителей этого поселения. Это безусловно ценный артефакт — символ язычества, но не христианства.

          • Здравствуйте, Виталий. Почти каждый год бываю в Тверских краях. Заинтересовали необычные камни. Кто-нибудь может по ним что-нибудь пояснить? Все они, практически, находятся в одной точке, или привязаны к ней. Не знаю, как здесь прикрепить фото. Если заинтерисуетесь, скину на указанный адрес

          • Здравствуйте, Андрей! Тема о таинственных, необычных камнях очень интересна по разным соображениям. Люди и в прошлом, и в настоящем старались сохранить эти древние камни, которым придавали историческую или религиозную ценность. Такие камни живут в истории, а некоторые ученые считают, что у них есть душа. Благо, в Тверской области достаточно много таких мест, где находятся уникальные, святые камни перед которыми преклонялись наши далекие предки. Не совсем понятно, о привязке и нахождении этих находок в одной точке. А фото пришлите пожалуйста на адрес электронной почты, буду вам благодарен.

  3. Очень любопытно. Я думала камень и камень, ледником принесло, в округе много таких, только чуть поменьше. Там же и озера очень занятные. Одно из них в народе называется "бездонка"- очень холодное- диаметром около 15 метров. У детворы была раньше забава, нырнуть в него и достать до дна. В доказательство нужно было вытащить ком земли со дна. Никому не удалось еще.

    • Самое глубокое из тверских озёр — Бросно. Глубина его достигает 41 метр, поэтому вода в нем всегда холодная. Еще есть в Рамешковском районе озеро Святое, его глубина 21 м. Недалеко от него,строго на север, находится небольшое озеро Бездонное. Это здесь, дна не достать?

  4. Нет, это озеро находится в излучине реки Кавы, в районе деревни Протасово.

    • Понятно, о каком озере речь. В этих местах, работал — обновляли топографическую карту, но о необычности местного озера ничего не слышал.

Здесь вы можете написать комментарий

Войти, чтобы оставить комментарий

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.