Владимир 1 — первый князь феодальной Руси
В эти дни в России проходят торжества по случая 1000-летия представления князя Владимира. Интерес к судьбам сильных мира сего никогда не угасал, всегда был, есть и будет. Сегодняшний рассказ о первом правителе феодальной Руси князе Владимире.
Князь Новгородский, великий князь Киевский Владимир 1 являлся младшим сыном князя Святослава Игоревича и древлянки Малуши. Это его отец Святослав, в первый раз участвовал в бою, будучи еще младенцем. В схватке с племенем древлян он восседая на коне, бросил свое копье в сторону неприятеля. Все житие этого великого человека пройдена на одном дыхании, как один боевой поход.
При княжении его сына Владимира первостепенными делами становятся дела внутреннего устройства Руси. По всем важным городам князь умело рассадил своих сыновей, а было их у него 12. Наместники были ограничены в своих действиях, они лишь выполняли волю отца. Чтобы обезопасить себя от стремления сыновей повиноваться или отделиться, князь Владимир их умело перемещал с одного места в другое. Так что некоторые его сыновья при жизни побывали правителями разных княжеств.
В это время заканчивается и противоборство между старой властью племен и новым, зарождающим феодальным классом. Теряют свою власть и былую силу центры славянских племен. Все больше строят княжьи цитадели, которые в будущем, будут городами. Все реже стали собираться на вече, теперь не на них решаются дела.
Князья требуют беспрекословного подчинения, управляют от имени правителя и бояре. Смерды-землепашцы теперь в кабале у правящего класса. Многое изменилось и в идеологической жизни Руси. Наследием родоплеменного устройства у славян считалось язычество. Племена славян преклонялись перед различными богами.
Когда начал править в Киеве Владимир, то это начальное время княжения было помрачено жесткостью его нрава и поклонение языческим богам. Деревянные идолы были поставлены возле княжеского терема и входили в первый пантеон языческих богов: Хорс-бог Солнца, Даждь-бог небесного огня, Велес-бог скотоводства, Сварог-бог неба и ряд других. Правда, Велес был богом простых землепашцев и скотоводства, поэтому для него не оказалось места в пантеоне князя.
Старая религия и многобожество уходила глубоко корнями в славянские племена. Но теперь оно мешала новым требованиям феодального порядка. Веление времени требовало единую, новую религию. Такой религией стало христианство. На Русь христианство проникло еще до правления Владимира, но долгое время не имело глубоких корней и не играло заметной роли в обществе.
В 988-989 Владимир 1 ввел в качестве государственной религии христианство. А случилось это так. Князь Владимир уговаривал императоров Византии, двух братьев Василия и Константина, отдать замуж за себя их сестру Анну. Не только просил, но и угрожал походом на Константинополь.
Братья согласились, но с условием,что князь обретет их веру— христианство. Владимир принял крещение, вместе с ним крестились его верная дружина. После принятия христианства великий князь женился на Анне, а по возвращению в родной город совершил обряд крещения киевлян. Так случилась важная веха в истории Русского государства.
Такое объяснение принятия веры будет в какой-то мере субъективным, отчасти придуманным и поверхностным. Очевидно в летописи многое недосказанно, все было гораздо сложнее. Все же кумиры богов, стоявшие за теремом были ниспровергнуты, идолов с позором волокли по Андреевскому спуску и многих утопили в Днепре.
После крещения русского народа ведется сооружения большого количества церквей, вдобавок их часто строили на местах древних капищ, где стояли идолы. Родовая вера получила прозвище "язычество" и стала синонимом дикости.
Чем же еще прославился Владимир? Он покорил множество славянских племен, воевал с печенегами, камскими болгарами, вел борьбу с Византией и Польшей. При нем были поставлены защитные крепости по рекам Десна, Остру и других. Это он укрепил заново Киев и застроил его каменными постройками.
После крещения в характере князя произошли перемены. Он стал очень набожным, щедро раздавал милостыню, не забывал строить церкви, храмы, возводил и укреплял новые города. Русь была на подъеме, рос и международный авторитет. В древних русских сказаниях народ называл достославного князя — Владимир Красное Солнышко, а церковь его святым прославила.
Так уж сложилось, что многовековая история нашего народа, во многом, до сих пор скрыта пеленой забвения. Нельзя только сталкивать между собой две наши древние веры. Не стоит отрицать одну веру во имя другой. И дохристианская и нынешняя православная — одно целое части нашей духовной культуры и истории.
Автор: Виталий Сердюк.