Церковные реформы при патриархе Никоне
Здравствуйте уважаемые друзья!
Династия Романовых начала с неудачи процесс переделывания духовного мира русского человека, на манер западноевропейского. Смутное время в России нанесло жесточайший удар по ряду сторон русской жизни. Ощутимый удар почувствовала и Православная Церковь.
Патриарх Иосиф призвал все церковные службы подбирать порядочных людей на посты протопопов. Это они должны были готовить священнослужителей к добродетельности и благопристойности. В 1640 году среди протопопов возвысился Стефан Вонифатьев.Он являлся духовным наставником молодого царя Алексея Михайловича.
Между тем, в Москву, по делам своего монастыря приехал игумен обители на Кожозере Никон. Игумен так приглянулся царю, что вскоре патриарх Иосиф по велению государя рукоположил Никона в сан архимандрита Новосспаского монастыря. Никон быстро освоился в Москве, уловил и политические тенденции и вошел в братию Вонифатьева. Пользуясь вниманием царя он вскоре приобрел репутацию благого заступника и посланца народа.
Толчком для начала реформ Никона послужил приезд в столицу иерусалимского патриарха Паисия. Он же указал русским священнослужителям ошибки в богослужении. Никон и Вонифатьев не смогли ничего возразить.
Опять Никона ждала перемена в судьбе. Умер новгородский митрополит и Алексей Михайлович предпочел всем своего любимца. Скоро Никон становится вторым по чину, святителем Церкви, его назначают митрополитом Новгородским. О посещении патриархом Твери читайте здесь.
Много добрых дел совершил Никон на Новгородской земле. Во времена голода, помогал народу хлебом, деньгами, организовал богадельни. Во время народных волнений проявлялся его неустрашимый характер против зачинщиков, но всегда защищал новгородцев перед царем. Никон надсматривал, чтобы и богослужение происходило безупречно и празднично.
Для пересмотра церковных обрядов призвали просвещенных монахов. Они же принялись за подготовку реформ, которым не рады были идейные церковники.
Скрытой целью Никона было создание церковной державы, где патриарх был бы повыше царя. Когда скончался московский патриарх, на его место был избран Никон. Удача сама шла ему в руки, правда, на избрание свое он сначала ответил отказом. Будучи патриархом ему приходилось постоянно маневрировать и постепенно отходить от бывших соратников.
Накануне Великого поста, по храмам Москвы рассылается наказ о внедрении новых обрядов богослужения, по новогреческому типу и установлено творить крестное знамение тремя перстами. Старообрядцы стали жаловаться царю против новых реформ Никона. Не остался в долгу и Никон. При помощи жалоб прихожан он фальсифицировал обвинение против кружковцев. По велению царя большинство протопопов было задержано и спроважено в ссылку.
В 1654 году государь Алексей Михайлович покинул Москву и отбыл в Малороссию для ведение военных действий с Речь Посполитая. Около 2-х лет Никон оставался наместником царя в стране. Следующим этапом его реформы стало книжное изменения и исправление икон. В ту пору в государстве вспыхнула чума, затем произошло солнечное затмение. Это было на руку недоброжелателям Никона. Исправление обрядов, в сущности, было вторжением в область веры, непростительным посягательством на церковные устои. Ненавистники патриарха обвинили его в ереси, считали его антихристом.
Вспыхнуло восстание, но оно быстро было подавлено. На церковном Соборе были преданы анафеме и отрешены от церкви те, кто не признал реформ и троеперстие. Собор признал и проводимые реформы Никона законными.
Для работы по изменению церковных книг были поставлены новые люди, на ряду с этим велась работа по исправлению обрядов, для чего собирались соборы. В народе высказывался ропот на нововведения, но людей могущих пойти против Никона пока не было.
Кончилась всесильность Никона, вернулся с войны царь. Государь вовсе не желал разделять свою власть с патриархом, и вот в 1658 году для патриарха разразилась гроза. В следующей статье продолжим начатый рассказ о делах патриарха Никона.
Как всегда, буду рад Вашим комментариям.
С уважением, Виталий Сердюк.