Слово об иконе

Икона "Богоматерь Владимирская"На людей неверующих и мало понимающих в искусстве иконописи, икона производит порой странное впечатление. На первый взгляд кажется, что древние иконописцы плохо разбирались в законах линейной перспективы.

Особенно это заметно на иконах Византии. На таких иконах фигуры изображены сухими и тонкими, пропорции которых узки, драпировки натянуты, в сборках одежды они, словно прибиты гвоздями.

Не секрет, что мастерами архитектуры и иконописи на Руси были сначала приезжие из Византии, которых русские князья привлекали для постройки и росписи храмов.

Из Византии на Русь, вместе с православной верой, русские мастера переняли секреты возведение храмов и иконописи. Но русские мастера не слепо копировали различные греческие образцы, но и осваивали свои правила зодчества и живописи.

Первым русским, лучшим мастером иконописи, мозаики и фрески был инок Печерского монастыря Алимпий. Истинный боголюбец, монах-живописец творил иконы, которые не подвластны огню, а когда он болел за него завершал работу  ангел с небес.

Инок Алимпий

Первой православной святыней Руси стала чудотворная икона Богоматери Владимирской. Она не один раз спасала Русь от бед и напастей. Она спасла землю Русскую и от нашествия Тимура. С конца 13 века и до нынешнего времени она является национальным достоянием государства. Именно эта икона стала служить образцом писания икон древней Руси.

Тверская школа иконописи возникла в 13 веке. В древних летописях отмечают культурные связи Твери с городами Киевом и Владимиром, влияние которых отразились на работе мастеров тверской школы живописи.

Самой древней иконой тверской школы иконописи является икона русских страстотерпцев Бориса и Глеба, погибших от рук их брата-злодея.

Киевские традиции находят свое отражение и в «Хрониках Георгия Амартола». В этой рукописи насчитывается больше сотни различных миниатюр, выполненных разными художниками. Есть в этой рукописи и подлинный портрет князя, выполненный художником того времени. Особенности выполнения миниатюр указывают на то, что возможно в княжестве существовало несколько школ иконописи.

Из Твери в Константинополь часто князья посылались дорогие дары и в Тверь привозили византийские произведения искусства. Так в конце 1399 году тверской князь Михаил Александрович получил в дар от константинопольского патриарха икону «Страшный суд».

Во времена нашествия монголо-татар множество мастеров и ремесленников Владимирской земли, вынуждены были бежать со своих родных мест. Многие из них пополнили ряды тверских мастеров, среди них были  строители, ювелиры, художники, резчики резьбы по дереву,  которые способствовали развитию на тверской земле новых художественных направлений в строительстве и живописи.

Потеря независимости Тверского княжества не могли не повлиять на духовную жизнь и искусство самобытного Тверской края. Подчинение Твери московским князем Иваном 3, разорение города и захват художественных ценностей, способствовали  исчезновению местных художественных традиций тверской земли, оттоку талантливых мастеров в разные города и монастыри Руси.

В конце 16 века в государстве появляется два вида живописи - московский и строгановский, отличающийся яркостью красок и золота. Царь Алексей Михайлович выписывал из-за границы лучших мастеров, в обучении которых находились русские ученики. Новое поколение рождает и новые черты в живописи, появляется также и разделение труда.

Одни писали только лики святых (знаменщики), другие рисовали убранство, третьи расписывали пейзаж и орнамент. Особо талантливые мастера пользовались благами государя, получали хорошее жалование, землю, кафтаны и прочее.

Святые Глеб и Павел

В русской иконописи существовало и прямое подражание итальянской манере живописи. Патриарх Никон отлучал таких мастеров от церкви, приказал сжечь иконы и брать для образца иконы греческого письма.

При императоре Петре Великом, Высокий Синод строго следил за писанием икон по древним подлинникам. Из древних икон самыми почитаемыми являются иконы Спасителя и Божьей Матери, византийская икона Петра и Павла, образ Смоленской Богоматери, писанная евангелистом Лукой.

Буду рад любым Вашим комментариям.

С уважением, В. Сердюк.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.