Слово о тверской иконе

Здравствуйте уважаемые друзья!

Самой древней иконой из тверских является образ «Борис и Глеб», которая была выполнена в 13 веке. Именно эта тверская икона, по мнению исследователей, стоит у истока тверской школы иконописной живописи. В ней собраны традиции разных школ древней Северо-Восточной Руси, сохранились также и стилистические особенности и традиции Тверского княжества. Икона сейчас хранится в музее города Киева.

Тверские иконы

Тверской иконописи присущи свои, индивидуальные традиции школы живописи. Это строгая цветовая гамма, пластичность ликов, отсутствие изящества очертаний. Но не только, тверская школа  отмечена этой редкой особенностью.

Еще один бесценный экспонат древней культуры 13-15 веков хранится в Российской Государственной библиотеке, в отделе рукописей. Это миниатюры «Хроники Амартола». В этой рукописи 127 миниатюр, расположенных в тексте, выполненные несколькими художниками. На развороте, две миниатюры, выполненные с высоким качеством исполнения. Это работа тверского живописца Прокопия.

Образцом для выполнение этой художественно оформленной рукописи, видимо служила киевская рукопись хроники. Кроме  рукописи, в Третьяковской галерее находится еще один ценный экспонат церковная икона «Спас Вседержитель». Правая рука Спасителя — в благословляющем жесте, а в левой — книга. Таким он явится во время своего пришествия когда настанет Страшный суд.

 Тверская икона "Спас Вседержитель"

В ней, этой тверской иконе 13 века особенно точно выражены традиции древней иконописи: пропорции, целостность фигуры, статичность композиции, цветовая гамма.

С 15 века, золотого века иконописи сохранилась точно датированная работа этого периода — Евангелие 1478 года с миниатюрами. К этому периоду можно отнести и образ «Спас на престоле». В 16 веке тверские богомазы, наряду со старыми традициями, все больше заимствуют от московской школы иконописи. Теперь специфичность тверской школы  постепенно уравнивается общерусскими тенденциями, центром которых являлась Москва.

В иконах  присутствует особенная мягкость, едва заметны блики света, появляются оттенки голубого, вишнево-коричневых цветов. Но мастера изографии бывших школ все еще сохраняли верность своей уникальной школы, преданность ее традиционным канонам.

В 17 столетии широко распространяется деятельность различных художественных артелей и отдельных талантливых мастеров живописи. Это отразилось и в тверской иконописи. Теперь в ней присутствует переход к более житейской передаче изображений, новых распространенных, жизненных мотивов, снова икона дает верующему человеку успокоение и надежду, меняется и красочность и декоративность образов. Еще об иконе почитайте здесь.

Примерно в это же время, устанавливается передовое течение в иконографии, что очень точно выражено в иконостасе тверской церкви Белой Троицы, у которого православный человек, с благодарностью находит духовную опору.

Удивительные своеобразные устои сложились в тверских  местах, населенных карелами. Эти традиционные устои называли "искусство тверских карел". В иконографии произошло соединение традиций северных карел и живописи местной. Это точно подтверждает икона 17 столетия «Огненное восхождение пророка Ильи» из коллекции нашей областной картинной галереи.

В 17 веке сформировались традиции тверских карел, что и определило в дальнейшем особенность этого течения. В 18 столетии художественная жизнь Твери испытала значительный подъём. Реформы Петра 1 повлияли и на церковную иконопись этого периода.

Современная тверская икона

В Тверском крае по числу живописцев выделяются 3 города — Осташков, Торжок и Тверь. Этот период отличается кипучей интенсивностью художественной жизни в крае. О невероятном объёме художественных дел, в это время, свидетельствуют сохранившиеся росписи храмов и иконостасов.

Значимость памятников тверского иконописного искусства огромна, они внесли свою большую лепту в развитие русского искусства.

Рад буду Вашим комментариям.

С уважением, Виталий Сердюк.

Здесь вы можете написать комментарий

Войти, чтобы оставить комментарий

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.