Туполев — сын тверского края
Имя великого создателя отечественных самолетов, академика АН СССР, генерал-полковника, обладателя многих премий Андрея Николаевича Туполева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Будущий Генеральный конструктор родился в Тверской губернии, в деревне Пустомазово Корчевского уезда.
С 1900 по 1908 год учился в Тверской мужской гимназии. В 20 лет поступил в Московское высшее техническое училище, а закончил его лишь через 10 лет. Отличный ученик, деятельный член кружка воздухоплавания был исключен за распространение нелегальных листовок и участие в сходке рабочих. Только в 1914 году он добился своего — его восстановили в училище.
Вскоре он становится ближайшим помощником Н.Е.Жуковского, активно, вместе они работают над созданием планера. На нем Андрей Туполев впервые поднялся в небо.
В 1918 году советским правительством был основан ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). На протяжении нескольких десятилетий Туполев — неизменный заместитель руководителя института, руководитель КБ, где разрабатываются множество спецпроектов для военно-промышленного комплекса страны.
Под управлением Андрея Николаевича создается первый цельнометаллический самолет АНТ-2. Научные исследования Туполева доказали, что только внедрение новых, легких металлов дает реальную возможность производить тяжелые самолеты — базу авиационной силы страны.
В ряду машин, созданных Туполевым, есть разработка с показателем РД — рекордный, дальний. Обычно над такой машиной трудятся несколько лет, а эта была создана всего за год. В 1934 году летчик Громов со своим экипажем установил рекорд, пролетел на этой машине 12411 километров.
Очередной рекорд решено было установить, перелетев в США через Северный полюс. Эту задумку решил было осуществить летчиком С.Леваневским. Но спустя несколько часов полета, пришлось перелет прекратить из-за неисправности в маслопроводе.
Второй пилот Г.Байдуков и сам С.Леваневский были вызваны в Кремль, где в присутствии Сталина, Молотова, Ворошилова ответили на причины сорванного перелета. Леваневский резко ответил, что теперь, ни в какую не станет летать на самолетах Туполева, а самого авиаконструктора обозвал вредителем.
Окончательно весь мир убедился в качественных характеристиках самолетов Туполева, когда экипаж Громова в 1937 году, пролетев трансполярным маршрутов более 10000 километров, успешно приземлился, имея на борту еще солидный запас горючего. Международной авиационная федерация наградила экипаж — медалью Анри де Лаво.
Через некоторое время Туполева посадили в Бутырку, правда, для этого нашли другую причину. Его обвинили в измене, что он отдал конструкторские материалы своей новой машины немцам, фирме "Мессершмитт".
Потом в 1939 году он возглавил секретное ЦКБ-29, заведение-тюрьма при НКВД или "шарашка", как его метко называли сами заключенные.
Что касается пилота Леваневского, его судьба жестоко наказала. Он и 6 членов экипажа на самолете ДБ-А пропали на бескрайних просторах Арктики.
После начала войны Андрея Николаевича реабилитировали и выпустили на свободу. Затем его КБ быстро эвакуировали в Омск. Новейшие самолеты ТУ-2 предстали на фронтах в 1942 году.
После войны его КБ работало над созданием скоростного, реактивного бомбардировщика. Одной экспериментальной моделью стал первый советский бомбовоз со стреловидной формой крыла ТУ-82.
Уже в возрасте 59 лет Андрей Николаевич с энтузиазмом занялся созданием тяжелых, реактивных самолетов. За первыми машинами появился первенец реактивной авиации ТУ-104, затем, большой, вместительный ТУ-144.
Славу Генеральному конструктору подтвердили отличные его машины различных модификаций с индексом ТУ. В 1958 году он получает золотую медаль имени Жуковского. В его послужном списке множество орденов и медалей, среди них 8 орденов Ленина.
Несмотря на свою занятость, Туполев превосходно знал литературу, живопись, любил театр, архитектуру. Часто говорил,что для хорошего специалиста широкие познание в культуре обязательны.
Утраченная родина Туполева
В довоенные годы и после войны войны, имя Туполева мало что говорило людям из сельской глубинки. Только на его родине жили односельчане, которые помнили, как уничтожали и грабили усадьбу Туполевых.
Засыпали обширный пруд, уничтожили деревья парка, сожгли дом и позже проложили дорогу, где была усадьба великого конструктора. Не помогло и ходатайство самого авиаконструктора, который приехал в губернский город Тверь. В Твери, в его присутствии, лишили малой родины.
Умер Андрей Николаевич в 1972 году, похоронили его на Новодевичьем кладбище. В 2005 году на месте имения Туполевых была установлена мемориальная стена.
В его честь получили новое название улицы в Твери, Москве, Кимрах, заводы в Казани и столице носят его имя. В Кимрах Тверской области в 1979 году был установлен памятник Генеральному конструктору, ставился вопрос об установке памятника в Твери, где 8 лет учился будущий гениальный авиаконструктор.
Улица Академика Туполева в Твери.
В левобережной части Твери, в Заволжском районе находится улица Академика Туполева. Протяженная, широкая, благоустроенная улица начинается от Пожарной площади и заканчивается у комбината строительных материалов №2 (сейчас ЗАО«ТКСМ №2»).
Старое название улицы — Савватьевская ветка. Новое свое имя получила в 1972 году, в честь величайшего конструктора авиационной техники Андрея Николаевича Туполева, уроженца Тверской области. На улице расположены ряд торгово-производственных компаний, магазины, салон красоты и сотовой связи, аптека, отделения сбербанка.