>

Язычество и христианство

Автор:
Виталий Сердюк

Исконная народная религия древних славян — язычество с  ее многообразными божками уходит глубоко корнями в родовой слой и вовсе не хотелось в этой статье противопоставлять древнее верование, русскому православию.

Новая вера Руси

Каждая семья славян имела своих семейных совершителей духовных обрядов, в лице старейших членов племен. Жрецов почти не было, поэтому и не существовало особо усердных заступников язычества. Наше язычество лишено жестокости, не ведали наши предки кровавых, человеческих жертвоприношений: они обожествляли мир в котором жили, мать Землю и Отца Небесного

Христианских летописцев очень раздражало это преклонение перед озерами, камнями, деревьями. Небо для язычников было господствующим божеством, которое возрождает, кормит, оплодотворяет мать Землю, постоянно обновляя жизнь. Представление языческой религии выражалось в преклонении перед идолами, у них не было соборов, язычники прославляли своих покойных предков, почитали их заступниками своего рода и осуществляли жертвоприношение.

Принимая новую веру люди не находили в ней вражду язычеству. Народ еще не понимал ничего в новой вере. Противостояние двух верований проходило не в воинственной борьбе, а скорее, в сохранении с новой верой, прежней народной веры.

Христианская вера не препятствовала народу в быту проводить домашние таинства своих прародителей. Поэтому на Руси произошло смешение двух религий.

Древние русские летописи именуют эти времена двоеверием. Двоеверец мог являться единовременно и религиозным христианином и рьяным язычником.

Жизнь христианских подвижников превращалась в сознании двоеверца в геройское сказание, а сами христиане становились идолами и полубогами. В тоже время, на былинные существа язычества распространялись христианские обряды.

Было заведено домовому или лешему приносить освященные в церкви куличи и яйца. Был своеобразный ритуал целования на Пасху с самым злейшим из призрачных существ славянского дома — овинником.

На Пасху выходили всем семейством к захолустьям и ветровалам и пронзительными выкриками извещали властелинам природы благую весть о воскресении Христа. Двоеверы считали, что  даже в православном храме, на колокольне обитает таинственное и не безопасное существо - колокольный менн.

Постепенно христианская вера обогащалась рядом дивных образов и новых обрядов. Конечно, мирное существование народных верований язычества и церковного православия произошло не сразу.

Иногда тихая конфронтация двух разных типов веры переходила к явной борьбе, за возобновление язычества. Обычно это происходило во время народных невзгод, по науськиванию волхвов.

Кудесники много говорили о будущем и о гневе забытых богов. Они подбивали народ на бунты, но сами поддержкой народа не пользовались. Часто в засухе или неурожае, во время голода, волхвы обвиняли православную веру, обвиняли "лихих женок" — колдуний, с которыми расправлялись, а их дома и имущество забирали себе.

Это вызывало у народа недоверие к волхвам, люди не заступались за лихоимцев перед дружинниками князя. Таких стычек волхвов с дружинниками князя в древних летописях всего три. В летописях есть упоминание и о том, что предсказание волхвов часто оказывались несостоятельными. Волхвы уходили в леса, там жили или становились бездомными странниками.

Таким образом, прежняя вера теряла свою силу и уходила в прошлое. Иное дело — народные обычаи: гадания, веселье со скоромохами, импровизированные битвы "стенка на стенку". Они сохранялись еще долго и церковь не могла их искоренить. Поэтому нужно различать культ и традиции — язычество ушло, а обычаи остаются. Вспомним праздник Коляды, проводы зимы - Масленицы, праздник рыжего Ярилы, день Купала, Красная Горка и других.

Православная церковь не рушила полностью обряды язычества, а только вкладывала в них новое христианское содержание. Окончательно подавить дух народа не получилось. В некоторых малодоступных местах изображение древних богов сохранилось. Но сама коренная религия и ее почитание позабылись.

Жду ваших комментариев.

С уважением, Виталий Сердюк.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Exit mobile version