Язычество и христианство

Исконная народная религия древних славян — язычество с  ее многообразными божками уходит глубоко корнями в родовой слой и вовсе не хотелось в этой статье противопоставлять древнее верование, русскому православию.

Новая вера Руси

Каждая семья славян имела своих семейных совершителей духовных обрядов, в лице старейших членов племен. Жрецов почти не было, поэтому и не существовало особо усердных заступников язычества. Наше язычество лишено жестокости, не ведали наши предки кровавых, человеческих жертвоприношений: они обожествляли мир в котором жили, мать Землю и Отца Небесного

Христианских летописцев очень раздражало это преклонение перед озерами, камнями, деревьями. Небо для язычников было господствующим божеством, которое возрождает, кормит, оплодотворяет мать Землю, постоянно обновляя жизнь. Представление языческой религии выражалось в преклонении перед идолами, у них не было соборов, язычники прославляли своих покойных предков, почитали их заступниками своего рода и осуществляли жертвоприношение.

Принимая новую веру люди не находили в ней вражду язычеству. Народ еще не понимал ничего в новой вере. Противостояние двух верований проходило не в воинственной борьбе, а скорее, в сохранении с новой верой, прежней народной веры.

Христианская вера не препятствовала народу в быту проводить домашние таинства своих прародителей. Поэтому на Руси произошло смешение двух религий.

Древние русские летописи именуют эти времена двоеверием. Двоеверец мог являться единовременно и религиозным христианином и рьяным язычником.

Жизнь христианских подвижников превращалась в сознании двоеверца в геройское сказание, а сами христиане становились идолами и полубогами. В тоже время, на былинные существа язычества распространялись христианские обряды.

Леший и Баба-Яга

Было заведено домовому или лешему приносить освященные в церкви куличи и яйца. Был своеобразный ритуал целования на Пасху с самым злейшим из призрачных существ славянского дома — овинником.

На Пасху выходили всем семейством к захолустьям и ветровалам и пронзительными выкриками извещали властелинам природы благую весть о воскресении Христа. Двоеверы считали, что  даже в православном храме, на колокольне обитает таинственное и не безопасное существо - колокольный менн.

Постепенно христианская вера обогащалась рядом дивных образов и новых обрядов. Конечно, мирное существование народных верований язычества и церковного православия произошло не сразу.

Иногда тихая конфронтация двух разных типов веры переходила к явной борьбе, за возобновление язычества. Обычно это происходило во время народных невзгод, по науськиванию волхвов.

Кудесники много говорили о будущем и о гневе забытых богов. Они подбивали народ на бунты, но сами поддержкой народа не пользовались. Часто в засухе или неурожае, во время голода, волхвы обвиняли православную веру, обвиняли "лихих женок" — колдуний, с которыми расправлялись, а их дома и имущество забирали себе.

Языческий кудесник

Это вызывало у народа недоверие к волхвам, люди не заступались за лихоимцев перед дружинниками князя. Таких стычек волхвов с дружинниками князя в древних летописях всего три. В летописях есть упоминание и о том, что предсказание волхвов часто оказывались несостоятельными. Волхвы уходили в леса, там жили или становились бездомными странниками.

Таким образом, прежняя вера теряла свою силу и уходила в прошлое. Иное дело — народные обычаи: гадания, веселье со скоромохами, импровизированные битвы "стенка на стенку". Они сохранялись еще долго и церковь не могла их искоренить. Поэтому нужно различать культ и традиции — язычество ушло, а обычаи остаются. Вспомним праздник Коляды, проводы зимы - Масленицы, праздник рыжего Ярилы, день Купала, Красная Горка и других.

Православная церковь не рушила полностью обряды язычества, а только вкладывала в них новое христианское содержание. Окончательно подавить дух народа не получилось. В некоторых малодоступных местах изображение древних богов сохранилось. Но сама коренная религия и ее почитание позабылись.

Жду ваших комментариев.

С уважением, Виталий Сердюк.

Комментарии к новости "Язычество и христианство"
Оставить комментарий
  1. Привет Виталий! Ты скажи, зачем вообще эта вера нужна была? Ну, принял бы князь Владимир мусульманскую и сейчас бы объяснялись бы с Европой по азиатски! Всё это лежало в сфере политики князей. Жили люди не тужили, да вот понадобилось на Европу взглянуть! А попы потом всё извернули, вот и сейчас, что православие что-нибудь даёт людям?
    На днях дам третью главу о Рерихе - обязательно послушай аудиозапись. Не пожалеешь. Она к слову не о Рерихе, а вот как раз немного обо всём из XII века.

    • В коротких комментариях, такую тему о крещении Руси, нам не осилить. В то время Владимиру нужна была единая религиозная организация, которая не мешала формированию феодальных порядков. Но это не было прихотью князя, его бояр, или дружинников - то было велением времени, порожденное объективным развитием общества. Такой религией стало христианство. Оно проникло на Русь еще до Владимира, да и бабка Владимира - княгиня Ольга была христианкой.

  2. О славянах наука мало что знает, большинство публикаций на славянские темы составлена на отчетах этнографов-славянофилов 19 века (модная наука того времени). Этнограф приходил в деревню, собирал местных сказочников и любителей красноречия, в результате появлялась публикация которая имела черты правдоподобия, через некоторое время её превращали в "научный" факт. О славянском язычестве вообще нельзя составить каких-либо представлений, нет археологических и письменных данных. Факты из христианских источниках указывают на примитивное и отсталое общество, нельзя сравнивать славян и Русь, два разных общества.

    А как же иудейский Хазарский каганат, почти два века контролировавший Поднепровье и имевшим развитые торговые связи с Европой и Азией??? Иудеи хазары и евреи Крыма и Тамани и являлись родоначальниками государственности Руси Днепровской - религиозная идея (иудеохристианство + финансовые средства для её воплощения). И почему мы стараемся "убежать" в примитивное славянство (летописцы писали - "согласия нет" в славянстве???

    • Сейчас еще невозможно составить подробную хронологию истории древней Руси, с точными деталями важных событий. Все народы мира, в их числе и русский, имеют многотысячелетнюю историю,часто неправдоподобную и сказочную. Истина сложна и неоднозначна, здесь я полностью с Вами согласен.

  3. Очень интересная, многообъясняющая статья. Это очень интересная тема. Ведь как тяжело русский человек принимал любые новшества в православии. Всего-то два перста на три поменяли, а какие последствия! Сколько жертв. А тут полностью меняются все религия - отказ от почитаемых предками богов, отказ от жизни в единении с Природой. Неужели обошлось бескровно? А потом где было найти грамотных проповедников? Даже сын Ольги, отец Владимира- Святослав- категорически отказался принимать православие. Видимо, действительно единственный путь был принятие новой веры без полного отказа от старой.

    • Как излагается в учебниках истории и школьных и вузовских, наш исторический путь? Славяне не протяжении, четырехсотлетней истории были дикими язычниками, поклонялись природе и только с принятием христианства приобщились к блага цивилизации. Люди считают учебники истинной и свято верят в исторические анекдоты, ссылаясь также на авторитет Нестора-летописца. Поскольку других источников о начале нашей истории нет, то приходиться мириться, с тем что есть.
      Русский народ имеет многотысячелетнюю историю. Союз варягов и славян, вряд ли, способен дать жизнь новому народу с совершенно иными традициями.
      Во всех областях Руси, куда по летописи 9 века приходят варяги, они сталкиваются с отлично укрепленными городами, где процветают ремесла и торговля.Таковы исторические факты, но они не всех устраивают.
      Появляются легенды о призвании на Русь варягов. Славянские племена изображаются, как совершенно дикие и не способные на создание собственного государства.
      В период правления Ольги многое делалось для экономических и социальных отношений внутри страны. Святослав больше действовал за пределами Руси. Взмахом меча, как писал историк, он очертил границы Древнерусского государства. Может поэтому, долго не бывая на Руси, он не понимал веление времени, порожденное объективным развитием общества.

  4. Думаю, нельзя сказать, что христианство объединило Русь. Сравните время Святослава Киевского и 11 век! Скорее наоборот, христианство развернуло силы общество на внутреннее социально-культурное и морально-духовное развитие, в ущерб развитию государственной махины. Это очень хорошо показывает пример жизни святого князя Владимира. Эта древняя Русь претерпела монгольское иго, но потом был и преподобный Сергий и князь Дмитрий Донской...

    Потом государство пошло языческим курсом и пришло к Смутному времени. Далее шли попытки совместить христианский и языческий курс, из которых самой удачной был полуконсервативный 19 век, а самый неудачной - наше современное "религиозное возрождение".

    • Прежде всего нужно сказать, что Владимир 1 для укрепления княжеской власти предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого в Киеве и Новгороде провозгласил культ главного славянского бога Перуна. Однако эта попытка оказалась безуспешной, так как языческая реформа не могла вытеснить местных верований. Поэтому Владимир и обратился к иной религиозной системе — христианству, проникновение которого на Русь началось еще при княгине Ольге. В то время в большинстве стран Европы вера в Христа была распространена. Князь считал,что если Русь станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси. О каком языческом курсе вы говорите перед Смутным временем? Христианская вера была принята в 988 году была и остается единственной общерусской религией. И это было не просто перемена верований. А смута началась на Руси явлением совсем случайным — прекращением династии; в значительной степени это поддерживалось вмешательством поляков и шведов. Конечно, это одна из причин, были другие, версий возникновения Смуты несколько. Причина возникновения не в народе и в противоречии религий, а в "боярской дружинной среде". Это они хотели править землей русской и кормиться за ее счёт, а народ спас государство в критическую минуту. Спасибо за комментарий.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.