Вольнодумец из Твери
В конце 16 века по одной из улиц Москвы прохаживались два молодых человека. Это были Дмитрий Дерюжкин и его двоюродный брат Фома Иванов. Они оба были из Твери и пришли в Москву искать удачу. Дмитрий был человеком небогатым и в белокаменной жил скудно, поэтому подрабатывал у всякого рода чужеземцев, которых в Москве было немало.
Приглашение иностранцев в страну, в те времена, было явлением обычным. Еще с начала 16 века в Москве было немецкое предместье. В нем, главным образом, сосредотачивалась жизнь иноземцев. Там царило известное благосостояние и нравственность, непринужденная обходительность и более возвышенная жизнь.Обособленность территории от русских устраняла опасность обрусения. Сам царь Пётр 1 был другом и защитником иностранцев. Вообще Немецкая слобода являлась, как бы, посредником между Петром и Западной Европой
Дмитрия Дерюжкину повезло. В немецкой слободе ему удалось стать учеником аптекаря. Тверитянин, со временем, усвоил аптекарское дело. Способный юноша выучил латынь, кроме этого освоил мастерство цирюльника. Он любил читать, латинский язык позволял ему читать книги по медицине и церковной философии. Дмитрию искренне нравился протестантизм в варианте Мартина Лютера.
Протестант Дмитрий Тверитинов
Непринужденная и свободная жизнь в Немецкой слободе способствовала формированию вокруг него группы единомышленников. Дмитрий Тверитинов (так его стали называть) наизусть цитировал Новый Завет. Общительность его помогала найти новых друзей среди лавочников, мелких служащих, мастеровых и студентов.
К нему приходили разные люди. Сам он любил общаться с народом в торговых рядах, бывал в индивидуальных домах москвичей, где дискутировал и отстаивал свои идеи веры. Скоро на его диспутах стала появляться московская знать. Среди гостей московский вице-губернатор, сенатор, начальник Монастырского приказа И.А. Мусин-Пушкин, его земляк, ученый Леонтий Магницкий и другие.
Приезжали послушать Тверитинова люди с других городов, что очень не нравилось местному духовенству. Влиятельные сановники именовали Дмитрия вероотступником, но трогать его побаивались, так как знали мнения царя.
Тверитинов призывал быть веротерпимыми, говорил, что Бог различает людей не по вере, а по деянию. Сам был против казни еретиков, ибо это противоречить заповеди о любви к ближнему. Самое бесовское, что он был против церковной иерархии, нарекал священнослужителей брехливыми пастырями, а преклонение перед всевозможными иконами и крестом считал идолопоклонством. Непочтительно отзывался о святых, считал, что никто не может считаться святым до Страшного суда.
Писание отцов Церкви тоже считал неверными, по его мнению, они пишут каждый свое, а прежних лишь порицают за невежество. Но учение Христа он считал самоценным, в нем видел главнейшее основания Разума человека. Еще много чего, в таком ключе, высказывался тверской вольнодумец. Он и его друзья искренне верили в Бога, но без священников. Но все это считалось ересью.
Дело Тверитинова
Известный математик, педагог Леонтий Магницкий сделал донос на Дмитрия и его единомышленников. Что послужило причиной, сказать трудно — возможно Леонтий оскорбился за истину православия. Возможно было задето его самолюбия, но подробный донос попал в руки Стефану Яворскому, которым был ярым борцом борьбы с еретиками. Донос Магницкого стал своеобразным подарком высокому иерарху — ему важно было найти повод для процесса над свободомыслия.
Московское духовенство подержали Яворского. Немало нашлось его сторонников и в столице. Вольнодумца Тверитинова вместе с единомышленниками арестовали.Надо полагать, учинять расправу над ними Яворский не торопился, зная крутой нрав государя.
Царь Пётр 1 тоже опасался волны насилия в обществе и решил передать дело еретиков на рассмотрение в Сенат. Сенаторы добились от вольнодумцев отказа от ереси, на словах те покаялись. Царь велел возвратить всех в Москву и допустить их снова в сферу Церкви. Яворский был недоволен, но на всякий случай подстраховался — разослал всех виновных на покаяния в московские монастыри.
Дальше произошло то, что никто не смог предвидеть. Родственник Фома Иванов был заключен в Чудов монастырь. Улучив момент, он спрятал в одежде большой нож и потом принялся крушить им облик святого митрополита, который находился при его раке.
Для Яворского это было вообще неприемлемо. Фому судили, он ни в чем не сознался, не предал Дмитрия и остался при своей вере. Для такого еретика был только один вердикт — казнь. На этот раз царь Пётр не возражал. В конце ноября 1714 года на Красной площади Москвы, Фому при большом стечении народа, сожгли.
Очень хотел Яворский расправиться также и с главным еретиком Дмитрием Тверитиновым. Петру 1 вовсе не прельщало прослыть в глазах Европы инквизитором, но потворствовать духовенству он тоже не хотел. Дело Тверитинова снова оказалось в Сенате. На этот раз сенаторы обругали Стефана Яворского, они хорошо знали своего царя. А царь, с долей издёвки, приказал отдать главного «ересиарха» в руки Яворского в качестве лекаря.
Судьба этих людей сложилась по-разному. Скоро были освобождены все «ересиархи», Осторожно их выпустили из монастырей. Дмитрий Тверитинов жил долго и умер в 1750 годах. Стефан сочинил свой труд «Камень веры», в котором резко критиковал учение Лютера и других западных теологов. Пётр 1 еще больше укрепился в мысли о ненужности патриаршества и замене его Святейшим Синодом. Теперь он присматривался к новому митрополиту из Малороссии — Феофану Прокоповичу.
Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.
С уважением, Виталий Сердюк.