Тверь и Максим Грек
Настоящее имя и фамилия Максима Грека - Михаил Триволис. Публицист, богослов, философ, переводчик и филолог. Образование свое Максим Грек получил в Италии. По приглашению митрополитов Варлаама и Вассиана, прибыл в Россию из Вартопедского монастыря на Афоне для перевода церковных книг. Выполнив первое поручение, перевод «Толковой псалтыри» готов был вернуться на родину в Афон, но был оставлен для проведения дальнейшей переводческой работы. Все его спутники были отпущены домой.
В Москве принял активное участие в религиозных спорах, что стало роковым для его последующей жизни. Максим Грек выступал на стороне церковников, ратовавших за возвращение церкви к идеалам христианства, отказу от стяжания, т.е. стремление к приобретению материальных ценностей. Максим Грек старался говорить везде правду мира сего, разоблачал лицемерство, ханжество, заступался за угнетенных и обиженных.
Он завоевал огромный авторитет в России, но обстановка в Москве среди церковников была накалена до предела. и он с собственными взглядами не мог оставаться в стороне о разбора щекотливых вопросов веры и теологии.
В 1522 году сменился митрополит. Им стал Даниил, и с этого времени жизнь Грека превратилась в трагедию. Нестяжатели, которым симпатизировал Грек, были осуждены на церковных соборах. Сам Грек был закован в оковы и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. Приговор был суров и несправедлив, ему припомнили его вольнодумные высказывания, обвинили в ереси, суммировали его ошибки при выполнении переводов. В тюрьме монастыря он просидел долгих 6 лет.
Митрополит Даниил решил окончательно расправиться с нестяжателями и их вождем Вассианом Патрикеевым. Был собран собор по его обвинению, а сопутствующим обвинением стала переводческая деятельность Максима Грека под опекой Вассиана. Обвинили Грека в волхвовании, а также церковников видимо раздражало свободомыслия Максима Грека, его негативное отношение к некоторым старцам монастырей, жизнь которых была далеко от святости, обвинили его в в том, что он возводит хулу на русских чудотворцев и русскую Церковь.
После вторичного осуждения в 1531 году он был сослан в тверской Отрочь монастырь. Так начался 20-летний период пребывания греческого философа-вольнодумца в ссылке в Твери. За годы пребывания в заточении многое изменилось государстве Российском; провозглашен новым царем Иван IV, прошел Стоглавый церковный собор, умер непреклонный враг Грека, митрополит Даниил.
Максим Грек в Твери
Изначально пребывание в Твери в Отрочь монастыре оказалось значительно легче чем в Волоколамском. Тверской епископ Акакий позволил ему иметь бумагу, чернила и перья, что было немаловажно для публициста-писателя. Здесь в Твери, он пишет свои философские и богословские рассуждения, статьи о лихоимстве монастырей, крестьянах, которых пребывают в полной нищете, перенося всевозможные лишения.
Свое самое главное произведение «Исповедание православной веры» — часть его литературного наследия широко известное исследователям, написано также в Твери. Широко образованный для своего времени тверской узник являлся авторитетом для философов и публицистов того 16 века. Неоднократно он писал просьбы о своем освобождения от опалы, особенно после смерти митрополита Даниила, но ему отказывали в этом. Монотонно и однообразно текли дни для Максима Грека в Отрочь монастыре, только умственная работа поддерживала силы узника совести.
В 1551 году в Москве проходил Стоглавый собор, выдающееся события в жизни церкви и государства. Игумен Троице-Сергиевой лавры упросил молодого царя перевести уважаемого им Максима Грека к себе в Лавру. Наконец-то царь разрешил и философ оставшиеся дни мирно прожил в Лавре. Умер он в 1556 году, похоронен в Лавре в Трапезной церкви, рядом с Филаретом Московским.
В Твери почти не осталось никаких вещественных памятников пребывания в ней знаменитого философа-публициста. Забыто и место его заточения. От монастыря осталась только Успенская церковь, которая была перестроена в 18 веке.
Максим Грек оставил обширное литературное наследие: проповеди, публицистические статьи, философские и богословские рассуждения, переводы. Написал ряд работ по фонетике и лексикографии, которые послужили источниками для русских азбуковников.
Максим Грек канонизирован Русской Православной церковью только в 1988 году.
Буду рад Вашим комментариям.
С уважением, Виталий Сердюк.