Теблеши

Центром Бежецкого края в 14 веке было поселения Бежичи. Оно находилось на берегу озера Ямного в 12 км от нынешнего Бежецка. Название Бежичи местное предание объясняет тем, что город основали беженцы из Новгорода.Улица_Кашинская_в_Бежецке

Бежецкий край был одной из главных областей новгородских владений. Природа и географические особенности всегда привлекли сюда человека. Обилие рек и озер благоприятствовали появлению рыбного промысла, богатые зверем леса давали пушнину, мясо, а плодородные земли являлись базой для земледелия.

В 15-16 веках край сильно пострадал от голода. Нищета и голод заставляли крестьян покидать обжитые деревни и переселяться в другие места.

Село Теблеши

Село Теблеши Бежецкого края расположилось на берегу реки Теблешки, в 35 км от города Бежецка. Село старинное, время его основания неизвестно и название его непонятно, так как о селе не сохранилось никаких документов, ни преданий. Речка называется Теблешка и многие считают, что название населенного пункта произошло от реки.Село_Теблеши Тверской губернии

Некогда село было центром волости и население его отличалось от карелов и от бежичан. Одно время волость называли «Теблешинским царством», а жителей считали отдельным этносом. В журнале «Москвитянин» писалось о быте, одежде и особенностях говора этих людей. Сообщалось и о наружности теблешан, который представлял образчик комичного и жалостного уродства.

Говорилось об их низеньком рост, сухопарости и кривых ногах. Одежда у мужчин и женщин была короче чем у русских, да и покрой сарафанов у селянок был другой. Ходят они под углом 80 градусов, качаясь из стороны в сторону, подобно беременной бабе.

Бежичане всегда отвергали свое сходство с теблешанами. Словарный запас у них тоже ограничен, очень лаконичный. «Они даже по покойнику завопят, как сказку рассказывают».

Как они появились, над этим вопросом "сломал" голову не один этнограф. Некоторые считали, что это остатки финно-угорского народа или владимирских кривичей. Другие ученые полагали, что это переселенцы из белорусских и польских земель.

Большинство же этнографов сходились во мнении, что теблешане русские — но пришлый народ. Отмечали их сходство говора с рязанским, близость с белозерскими песенными традициями.

Было еще предания, что эти люди — бунтари Пугачева, которых Екатерина 2 поселила в одну из деревень волости. Еще существовала легенда, что теблешане были проиграны в карты богатым помещиком и переселены в этот край из рязанской земли.

В журнале обращалось внимание на отношения между женщиной и мужчиной, которое считалось странным. Парни не могли подходить к кругу где собираются девки, но при этом несоблюдение супружеских обязанностей не значилось грехом, «разврат здесь царствует во всей силе».

В торговый день, когда теблешане приезжали в город, народ выходил из лавок смотреть на «невиданную диковинку». Бежецкие торговцы, которые торговали с теблешанами называли их «индейцами», картаусами.

Бежечане считали село Теблеши нехорошим местом. До конца 19 века их считали такой закрытой группой населения, некоторые называли особым этносом. Местность, где селились теблешане, раньше была покрыта густым, сплошным лесом, который спасал население от холода, ветров и давал тепло, откуда и пошло название «теблеш» — тепло, но подобная трактовка не бесспорна. Поселение теблешан в дремучем лесу, было оазисом жизни, отделяя их от остального мира и влияния посторонних.

Критик_поэт_Петр_Плетнев

Село Теблеши — место рождения критика и поэта Петра Плетнева, друга великого Пушкина. Он после смерти поэта пропагандировал пушкинские традиции в литературе, написал несколько статей, проникнутых глубоким уважением к его произведениям, к его личности.

Теблешане до начала 20 века все еще сохраняли особенные черты своего быта и индивидуальность разговорной речи.

С уважением, Виталий Сердюк. До новых встреч на страницах блога.

Здесь вы можете написать комментарий

Войти, чтобы оставить комментарий

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.