Родом из Твери
Древняя тверская земля дала много славных героев, имена которые прославили ее боевыми и трудовыми подвигами. Городу Твери и Тверскому краю есть кем гордиться, есть о ком сказать слова чести и славы.
Хочу рассказать сегодня о летчике, Герое Советского Союза Михаиле Михайловиче Громове. В 1899 году в Твери в семье медика-студента Михаила Константиновича родился будущий авиатор. В три года маленький Миша с родителями переехал в Калугу, куда перевели на работу его отца, который стал военным врачом. Жизнь военного человека подчинена приказам и вскоре молодая семья переехала во Ржев к новому месту службы.
Затем вскоре последовало новое назначение- теперь в военный городок под Москвой, недалеко от станции Лосиноостровская.
В 8 лет Миша учится в Москве, здесь он впервые услышал о первых полетах русских аэропланов. Увидеть же первый аэроплан ему удалось только в 1914 году, когда он навещал с матерью раненого отца в госпитале.
Будучи студентом Высшего технического училища он занимался спортом, штангой, гирями, борьбой. В 17 лет стал чемпионом Москвы по тяжелой атлетике. Юноша очень хорошо рисовал и ему пророчили карьеру художника,быть военным он даже не мечтал.
Проходя военную подготовку он случайно попал на теоретические курсы авиации, в качестве пассажира удалось полетать на французском "Фармане-30". Этот полет произвел на него неизгладимое впечатление и он вместе с другими выпускниками направляется для обучения в Центральную московскую школу авиации. Здесь он стал настоящим пилотом.
Потом пришлось осваивать новую технику, Михаил формировал себя как личность, летал на различных типах самолетов, стал летчиком-испытателем.
В 1932 году Михаил Громов-шеф-пилот в КБ Туполева А. Н. Туполев тоже сын тверской земли. Весь мир знал имя Туполева, но почему-то место его рождение было в секрете. Главный конструктор КБ работает над созданием нового самолета, способным побить мировой рекорд дальности, который принадлежал французам.
В КБ Туполева был создан уникальный одномоторный самолет АНТ-25. Целый год шла подготовка к грандиозному полету по побитию рекорда. Был намечен маршрут Москва-Рязань-Тула-Харьков-Днепропетровск. В 1934 году знаменитый АНТ-25 поднялся в воздух, пробыл в воздухе трое суток, налетав 12411 километров. Это был новый мировой рекорд.
Михаилу Громову за этот полет присвоено звание Героя Советского Союза, члены экипажа А. Филин и И. Спирин получили ордена Ленина. Так Михаил Громов стал первым тверским Героем Советского Союза.
В Кремле готовили новый перелет через Северный полюс сразу двух самолетов Чкалова и Громова. Летчики готовили машины к новому испытанию. В 1936 году Чкалов совершил уже один беспосадочный перелет, а экипажу Громова предстояло это впервые.
18 июня 1937 году В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков стартовав с подмосковного аэродрома легли на курс к Северному полюсу. Через 63 часа 16 минут пребывание в полете, приземлились в Ванкувере, в Канаде. Настала очередь экипажа Громова, второй пилот А. Юмашев, штурман С. Данилин совершив запланированный полет и приземлились на территории США. Это был снова мировой рекорд!
Экипаж Громова был принят президентом США Рузвельтом. Это было события сродни полету первого космонавта в космос. Международная авиационная федерация наградила экипаж медалью Анри де Лаво, на родине члены экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза, Громова наградили орденом Ленина.
Грянула Великая Отечественная война. В ее начале М. Громов командует группами летчиков, которым поручено переправлять из США боевые самолеты. В декабре 1941 года его направляют в 3-ю воздушную армию Калининского фронта. В трудный год Ржевской битвы Громов пишет письмо Сталину, в котором высказывает свои соображения о взаимодействии авиации с другими родами войск. К мая 1942 года он становится командующим 3-й воздушной армией.
В 1943 году он командующий 1-й воздушной армией, которая прикрывала с воздуха советские войска в Курской битве, в операции"Багратион", и в других боевых операциях по освобождению Белоруссии.
В 1944 году М.Громова отзывают с фронта и назначают начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации.
После войны он начальник управления летной службы Министерства авиационной промышленности. В течении последующих лет он руководит летно-испытательными подразделениями своего ведомства, под его руководством создано учебное заведение-Школа летчиков-испытателей. Авторитет высококлассного летчика всегда был очень высок в летном братстве и держался на его реальных качествах руководителя, аса, человека.
22 января 1985 года пилота №1 не стало. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище.