>

Последний поход АПЛ «Курск»

Автор:
Виталий Сердюк

Прошло 15 лет со времени гибели подлодки «Курск». 12 августа сего года страна снова вспоминала погибших подводников. В Твери, не так давно, установлен памятный знак погибшим морякам. Он расположен на территории аварийно-спасательной службы, которая находится в микрорайоне «Чайка». Это место возле часовни святого Иоанна Воина стало местом поклонения экипажу АПЛ «Курск».

Атомная_подводная_лодка_«Курск»

Саму трагедию в Баренцевом море и операцию по спасению экипажа моментально засекретили и это породило немало сплетен и предположений. Сперва было сообщение: "Экипаж жив, ведутся спасательные работы". Как выяснилось позже, спасать подводников атомохода начали через полсуток, после того как гидроакустики корабля «Петр Великий» четко зафиксировали подводный взрыв.

Время было потеряно и спасти никого не удалось. Объяснили, что экипаж 118 человек погиб в первые секунды взрыва. Хотя люди в кормовой части лодки были еще живы и  даже успели написать свои последние короткие письма родным и близким.

Версии катастрофы подлодки «Курск»

Рассматривались ряд версий катастрофы. Затем, некоторые фантастические версии были отвергнуты правительственной комиссией. Была высказана вероятность подрыва субмарины на мине времен войны СССР с нацистской Германией.

Но это предположения было сразу отвергнуто экспертами. Было дано заключения специалистов, что якорные контакты такой мины не могли сохраниться на боевом взводе такой длительный срок. Далее, возможно АПЛ «Курс» наткнулся на чужестранную подлодку. Эту версию долго муссировали, не понимая, что изображают себя в самом невыгодном положении.

Каким образом подлодка иностранного государства могла появиться незаметно в акватории учений Северного флота? Следующее предположения, что подлодка погибла в результате стрельбы с корабля «Петр Великий». Невероятно, как свой крейсер смог поразит свою же субмарину?

Более правдоподобная версия, что неисправность была в системе торпедного блока и она вызвала взрыв новой перекисно-водородной торпеды. Эта версия стала основной. Эксперты согласились, что еще не совершенная торпеда взорвалась внутри подлодки, тем самым вызвав детонацию всего боекомплекта. Отсюда и два разных по мощности взрыва: один не сильный, затем второй — мощный. Но и эта официальная версия вызывает множество вопросов, возможно, через много-много лет мы узнаем истинную причину гибели атомохода.

Последний путь домой

Чтобы проверить это предположения атомоход нужно поднять на поверхность. Подлодку начали поднимать  год спустя. Своими силами наши спасатели не совладали и на помощь пришла голландская фирма. Голландцы занимались экстремальными техническими работами, но всегда проводили их на суше. Все же, благодаря качественной работе зарубежных специалистов, дело шло, пока дозволяли изменчивые здесь, погодные условия.

Из-за неблагоприятной погоды часто менялся график работ, метеорологи тоже торопили, говоря об ухудшении погоды в районе работ. Невзирая на трудности, работа продолжалась. Огромный двойной корпус АПЛ начали потихоньку раскачивать, тем самым, уменьшая его сцепления с грунтом. Корпус мягко оторвался от грунта и стал медленно подниматься к гигантскому корпусу баржи «Джайнт-4», которая была приспособлена и оборудована приспособлениями для работ под водой.

Процесс подъема субмарины проходил строго согласно технологичному плану, которым было предусмотрено остановки подъема через каждые 10 метров. Эти паузы позволяли проводить замеры радиационного фона и контроля целостности корпуса атомохода.

Очень мешала неблагоприятная погода, метеорологи предупредили о надвигающем шторме. Теперь, не дожидаясь окончательного подъема, когда корпус закрепят под днищем баржи, дана команда начать буксировку. Это было очень опасное решения.

Никто не ведал, как будет себя вести многотоннажная, 154-метровая махина во время морской болтанки. Вися на на специальных захватах, подлодка вместе с баржей легла на курс по направлению плавбазы  в Баренцевом море. Медленно, благополучно караван судов прошел часть пути.

Теперь уже погода благоприятствовала спасателям и уже не было сомнений, что вереница судов благополучно дойдет до базы без приключений. Теперь можно было проделать завершающую фазу подъема. Очень бережно и надежно «Джайн-4» состыковался с подлодкой. Ее рубка благополучно "села" в подводное седло баржи.

Баржа вышла на курс губы Белокаменной и двинулась по направлению ремонтного предприятия поселка Росляково. Опытнейшие лоцманы осторожно ввели в гавань эту гигантскую конструкцию.

Памяти_героев-подводников

Затем были  печальные мероприятия— извлечение погибших, следом, торжественные похороны, для одних — награждение, для других — понижения в должностях.

Так был завершен последний поход АПЛ «Курск» Все мы прекрасно сознаем, России необходим крепкая ядерная защита — наша Родина нуждается в обороне во имя мира на земле.

Спустя лишь 12 часов подлодку объявили аварийной, ее должны были искать раньше, но не искали, бездарно проведена, в первые сутки, спасательная операция привела к гибели 118 подводников. Но когда ж мы научимся извлекать пользу из собственных ошибок,  оплаченной  жизнями наших граждан?

Автор: Виталий Сердюк.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Яндекс.Метрика