>

Последний аккорд классицизма

Автор:
Виталий Сердюк

Приемы ампир использовались в архитектуре Тверского края до середины 19 века. Его называют последним аккордом классицизма. Архитектура "ампирных" домов отличается строгостью, простотой и лаконичной выразительностью форм.

Ампир (от французкого empire-империя), сформировался во Франции, отразив вкусы и амбиции императора Наполеона. Блеск и сила императора должна получить соответствующее обрамление, ее величие, должны были продемонстрировать роскошные интерьеры и даже костюмы светских дам и господ и дам. Роскошная мебель, широкая световая гамма тона обоев и портьер, прямые покрои дамских платьев, придающих фигуре колоннообразный силуэт — таковы отличительные черты ампира.

В архитектуре найболее ярко ампир проявился в строительстве нарядных городских ансамблей, общественных и культурных зданий, триумфальных арок, обелисков. В архитектурном декоре ампира для торжественности их украшали военными эмблемами-ликторскими связками, элементами лавровых венков, факелов и др. Характерные для Тверского края образцы ампира — Собор Рождества Христова Христорождественского монастыря и южный придел Воскресенской церкви в Твери, Спасо-Преображенский собор в Торжке и другие.

Авторский почерк прославленного архитектора Карла Ивановича Росси проявился в тверской архитектуре. Росси построил множество зданий различного назначения, он по праву является представителем нового архитектурного стиля в Тверском крае. Расцвет ампира в России приходится на время правления императора Александра I.Одним из образцов русского ампира является Собор Исаакия в Санкт-Петербурге.

Император задумал реконструировать выстроенный при Екатерине и Павле собор Исаакия. Собор к тому времени обветшал, частично начал разрушаться, новые кирпичные фрагменты никак не сочетались с прежними мраморной и гранитной облицовкой стен и колонн.

Окончательно принято было решение перестроить собор. Выполнение работ было поручено архитектору Августу Августовичу Монферрану. Внесены были кардинальные изменение в первоначальный проект уже при Николае I.

Только один фундамент собора клали 5 лет, затем было установлено 48 гранитных монолитных колонн на портиках. После установки колон клали стены и обшивали их мрамором. Фронтоны работы скульпторов Витали и Лемера представляли собой горельефы отлитые из меди.

На круглом стилобате колоссального барабана выстроена была еще одна колоннада. Возведение такой колоннады на такой высоте является чудом строительного искусства.

На верхней колоннаде находится сам купол, сделанный из железа и чугуна. Сам купол состоит из трех отдельных сводов: внутреннего, сферического свода покрытого живописью, второго-конического, украшенного выбитыми медными золочеными лучами, и третьего золоченого, видимого снаружи.

Общая высота собора составляет около 100 метров. Расходы на возведение собора были огромны, общая стоимость работ составила более 23 миллиона серебром.

В росписи собора было выполнено более 200 художественных работ великих художников того времени Брюллова, Бруни, Никитина, Майкова, Маркова и других.

Буду рад Вашим комментариям.

С уважением, Виталий Сердюк.

 

 

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Exit mobile version