Пилот с божьей отметиной — Александр Прокофьев-Северский
Вернемся к Борису Полевому, вернее, к его известной повести о летчике Мересьеве, прообразом которого был Алексей Маресьев. В повести есть эпизод пребывания в госпитале Мересьева c ампутированными ногами. Сосед по палате, комиссар, приносит Мересьеву журнал, где рассказывается о русском пилоте Карповиче, который летал с протезом ноги. Правда, летал и воевал он в Первую Мировую войну.
Вероятно, что и сам Полевой не знал настоящую фамилию своего литературного героя. Звали авиатора Александр Прокофьев-Северский. Местом его рождения был Тифлис. Отец был артистом оперетты, он же был основателем и директором этого храма культуры в Петербурге.
Северский — это театральный псевдоним отца. Современники восхищались талантом актера и режиссера Николая Северского, и вот такой известный артист вдруг покидает свой театр и уходит учится в школу летчиков. Его сыновья также выбрали путь отца и стали авиаторами.
В 1915 году его сын Александр проходил летную службу в Эстонии на острове Эзель. В роковой день, во время боя в самолете взорвалась бомба. Чудовищной силы взрыв выбросил пилота из самолета, механику не повезло, он погиб мгновенно. Очнувшись и выплыв на поверхности воды, Александр теряя силы, совсем не чувствовал своей правой ноги.
Пилота подобрал катер, который доставил его на берег, затем пароходом его транспортировали в госпиталь Кронштадта. Здесь, в госпитале врачи ампутировали у него ногу. Вскоре был изготовлен протез и начались долгие месяцы привыкания к искусственной ноге. И на протяжении этого периода Александра не покидала мысль вернуться в авиацию.
Мужественного пилота оставили в летном строю, но теперь он работал на земле, на приемке новых гидропланов. Однажды наметился показ новых самолетов. Собралось множество различных руководителей авиационной промышленности.
Очередной самолет в воздухе начал выполнять фантастические фигуры пилотирования. Представители авиации были в восторге, покуда самолет не совершил посадку. Какое же было удивления высшего начальства, когда они увидели пилота с протезом ноги.
В кабину самолета он проник никого не спросясь, это грозило Александру увольнением, а в последующем, и судом. О происшествии доложили императору Николаю 2. Государь простил летчика, по достоинству оценил его мастерство и смелость. Более того, разрешил Александру летать и он летал и сражался.
Однажды в воздушном бою с немецкими аэропланами он бился целых 2 часа, подбив 4-е самолета неприятеля. За этот бой летчика наградили Золотым оружием и повысили в звании. За время войны он сбил 13 вражеских машин, за смелость и доблесть был пожалован наградой св. Георгия 4 степени.
В 1917 году Александр Николаевич покинул Россию. Еще находясь на родине, он много конструировал и мастерил. Им было сконструировано колесно-лыжное шасси, разработан бомбовый прицел, устройство дозаправки самолетов в воздухе.
В США им была организована фирма по конструированию самолетов, он снова вернулся к любимому делу. Он прожил 80 лет и умер в Нью-Йорке. Понятно, что долгое время имя этого замечательного человека, пилота и авиаконструктора оставалось под запретом.
Автор: Виталий Сердюк.