>

История утраченного собора

Автор:
Виталий Сердюк

После погрома Твери в 1327 году татарами, пострадал и величественный красавец-собор, но надо полагать,  был быстро восстановлен. Восстановление и ремонт Спаса связывают деятельностью 2-х человек — епископа Федора Доброго и тверского князя Михаила Александровича.

Владыкой Федором было сделано немало. Установил он ворота «медяные», поставил золоченные кресты на собор и приделы, «подписал алтарь во святом Спасе», сделал и вторые, северные ворота медные.

Одни из этих ворот были отправлены в резиденцию Ивана Грозного, в подмосковную Александровскую слободу, где были использованы в портале Троицкого собора. Образцами этих тверских дверей являлись Корсунские двери 10 века новгородского Софийского собора.

В 1360 году работы в соборе продолжались. Был расписан Введенский придел, где был  похоронен владыка Федор. Затем, через 4-е года, весь соборный комплекс пострадал уже не от людей, а от стихийного бедствия. Сильный шквальный ветер, молнии, вихри с дождем повредили собор. При князе Михаил Александровиче был выполнен капитальный ремонт.

 

Одна из стен собора

После многословных сообщений о тверском соборе в 14 веке, летописцы словно забыли о существовании тверской святыни. 15-е столетие стало веком блистательного расцвета тверского княжества при князе Борисе Александровиче. Что же происходило во времена многочисленных пожаров с собором, в другие годы, можно только догадываться.

В 1485 году Тверь вошла в состав Московского княжества. Последний тверской князь бежал в Литву, а московский князь Иван 3 присутствовал теперь на литургии в тверском Спасе, которую служил епископ Вассиан.

Теперь Тверью управляют временщики, поставленные Москвой. Вскоре Тверь получает сын Ивана 3 Василий. Но в связи с малолетством, права его были сильно ограничены, возможно и другие причины внутриполитического характера лишили Василия Твери.

Спас Златоверхий

 

После неоднократного опустошения Твери соборный храм пришел в такую ветхость, что грозил падением. В 1634 году царь Михаил Федорович прислал на построение нового собора значительную сумму денег.

Используя это денежное пособие, епископ Евфимий закончил постройку нового собора, освятив его в 1635 году. Второй собор просуществовал не так долго, как первый, который простоял 350 лет.

То ли поспешность строительства или очередной пожар, возможно другие причины произошли, только новый храм потребовал вскоре не ремонта, а немедленной перестройки. Его полностью разобрали и построили на его месте новый.

Собор был украшением Твери. Издалека были видны золотые маковки и кресты, сверкающие на солнце. Особенно красив Кафедральный собор был при восходе солнца, когда из утреннего тумана сначала появлялись сияющие кресты пяти глав, а затем проявлялись звезды на куполах.

Соборный храм Спас златоверхий, так его называли в старину, был построен при архиепископе тверском Сергии. Его строили 7 лет с 1689 по 1696 год. План для его постройки преосвященный Сергий взял с Московского Успенского собора.

Весь храм был построен из белого старицкого камня, только своды собора были сделаны из кирпича. Крыша на соборе была простая, четырехскатная. Храм пятиглавый, с тремя входами. Алтарь устроен также, как и в Успенском соборе Москвы. Общий план храма, оклад его — прямоугольник. Окна в храме были шире, чем в Успенском соборе Москвы.

 

Внутреннее убранство великолепно. Иконостас состоял из пяти ярусов: в самом вверху св. праотцы, во втором — пророки, в третьем — апостолы. Все ярусы обложены по краям золоченым серебром, каждая икона в золоченном венце. Ярусы отделены резными золоченными поясами. Тонкая живопись иконостаса дает представление об искусстве древних тверских иконописцев.

При архиепископе Григории столпы собора были обставлены вызолоченными иконостасами,  на них поставлены две иконы Спасителя и Божией Матери во весь рост; две другие, на следующих столпах, на одной изображен великий князь Михаил Ярославич, получающий духовное утешение в предсмертные минуты, а на другой — убиение этого святого.

Эти иконы были написаны по заказу тверского купца А.И. Сутугина художником Орловым. На стенах собора была возобновлена живопись; две картины — апостол Павел и Спаситель. Столбы, поддерживающие своды, были облицованы под мрамор.

Главной святыней соборного храма являлись мощи св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. В 1655 году во время страшнейшей моровой язвы святые мощи были переложены в новую, великолепно украшенную раку, причем, мощи князя-мученика были обнесены вокруг города Твери для спасения от страшной болезни.

 

 

Спустя время, святые мощи были переложены в новую раку, которая была выполнена во французском стиле. В основу ее была взята гробница Ярослава Мудрого. Орнаментация сооружения заимствована из византийских и древнерусских храмов эпохи близкой к земной жизни Благоверного.

Хотя собор построен по плану Успенского, но в нем есть, все-таки, уступки духу времени: наличники окон, богатые карнизы — все выполнено в духе московского строительства 17 века и дает хорошее воплощение московской эстетики, еще свободной от веяний барокко.

Колокольня собора была построена в 1753 году и имела 3-и яруса. Нижний ярус обращает на себя внимание своей стильностью. В нем помещалась семинарская библиотека, потом был храм, где размещены были вещи церковного древлехранилища.

Были поставлены  часы на колокольне, вместо старых. Циферблаты их около 2-х метров в диаметре, темно-синего цвета, на нем выделялись позолоченные стрелки и цифры. Каждые 15 минут часы издавали звон, каждый час было 4 удара, за которым следовали удары большого колокола, отбивавшего время.

Последний ремонт собора в 18 веке был проведен при архиепископе Платоне. При нем была обновлена штукатурка внутри Кафедрального собора, на южной и северной стороне прибавлены 4-е окна, украсилась  живописью сама церковь и алтарь.

В первой половине 19 века Спас златоглавый живет обычной жизнью центрального храма епархии. Его неоднократно посещают члены императорской семьи. В 1826 году в нем находилось тело умершего в Таганроге императора Александра 1, летом в соборе присутствовал на богослужении Николай 1.

 

Несчастливая судьба главного храма Твери

 

Ночь на 4 апреля 1935 года стала последней для Тверского Спаса. «Блестяще» выполненные работы по подрыву превратили символ тверской земли в груду развалин. Взрыв был идеальным, от него не пострадали даже стекла окон соседних зданий. То что осталось от собора разбиралось и вывозилось до 1936 года.

Всему строительному материалу нашли применение. Обтесанные камни от стен пошли в кладку цоколя ограды набережной вдоль Волги. Мелкий кирпич и обломки стен, вперемежку с костями, пошли на подсыпку съезда от улицы Советской  до  Староволжского моста.

 

 

К 1937 году Соборная площадь была полностью расчищена и благоустроена, в центре сквера была установлена скульптурная группа из бетона - сидящие на скамье Ленин и Сталин. И наконец, в 1955 году на площади Революции (бывшей Соборной) на священном месте, был воздвигнут памятник М.И. Калинину.

История тверского Кафедрального собора насчитывает 6,5 веков. Наступило иное время, появляется надежда, что жестокие варварски времена русской национальной культуры никогда не возвратятся. Восстановление утраченных памятников — спорное дело и не благодарное, но все же восстановление утраченных памятников в стране идет. Сейчас продолжаются громадные  реставрационные работы Путевого дворца Екатерины 2.

Практический импульс регенерации культурной среди в городе дан. Может следующей тверской святыней, подлежащей восстановлению, будет Кафедральный Спасо-Преображенский собор?

Буду рад любым Вашим комментариям.

С уважением, Виталий Сердюк.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Exit mobile version