>

Беспредельная доброта Тертия Филиппова

Автор:
Виталий Сердюк

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Продолжим тему, начатую в предыдущей статье. Поддерживал наш ржевитянин Тертий Иванович и других композиторов. Балакирева устроил на должность управляющего хоровой Придворной капеллой, Римский-Корсаков стал  помощником Балакирева. Ощутимую помощь оказал еще одному земляку бежичанину Василию Васильевичу Андрееву, автору и создателю первого оркестра народных инструментов.

Федор_Иванович_Шаляпин

Имя Фёдора Шаляпина, великого певца известно всему миру. Он родился в Казани, но учится ему толком не пришлось. Первым его благотворителем стал Тертий Филиппов. Он услышал пения неизвестного юноши. Его бас, исполнение народной песни было просто замечательным и очень запало в душу чиновника, поэтому он незамедлительно организовал в Мариинском оперном театре дебют неизвестному певцу.

После этого успешного выступления Фёдора приняли в состав театральной труппы, в которой блистали выдающиеся артисты. Вот так певчий провинциального церковного хора стал солистом театра его императорского величества. Вскоре Шаляпина принимают как оперную звезду первой величины во многих странах мира.

Среди музыкантов и композиторов Филиппов был не только благотворителем. Ему нравились русские народные песни и он с успехом собирал их в родных местах во Ржеве и в селениях Тверской губернии.Древний_русский_город_Ржев

Он часто просил музыкантов «гармонизировать» собранные народные песни, но положить слова песни на музыку не всегда получалось. Музыканты России, воспитанные на произведениях Гайдна и Моцарта приходили в растерянность и в недоумения, столкнувшись с народной песней.

Филиппов долго искал такого музыканта, который смог бы понять душу народной песни и перевести ее на ноты. В 1860 году композитор такой нашелся. Это был К.П. Вильбоа, который записал и издал сборник. Но чиновника эта публикация не устроила.

Только через 20 лет, несколько песен с голоса Тертия Ивановича записал Мусоргский, а еще через 2 года увидело свет издание 40 народных песен, составленных Филипповым и переложенным на музыку Римским-Корсаковым. Композитор так увлеченно работал, что ему захотелось создать собственный сборник народных песен для голоса с фортепьяно.

Еще Тертий Филиппов являлся членом Русского географического общества. По его инициативе была создана при обществе Песенная комиссия, которая занималась сбором и систематизацией народной песни. Чиновник, как председатель комиссии пишет письмо императору Николаю 2, с предложением грандиозного плана обследования территории империи на предмет народной песенной культуры, а также о желании введения в программу школ и училищ соответствующих разделов.

Теперь на нужды Песенной комиссии пошли деньги из государственной казны, прежде всего на этнографические экспедиции. Вскоре из печати стали выходить тома «Песен русского народа». Но не только деятельность на благо музыкальной русской культуры привлекала Филиппова.

Литературная его деятельность не менее плодотворна. Он не был ни русским писателем, ни публицистом, тем не менее его вклад в русскую словесность не мал. Он написал множество статей в различных журналах на темы богословия, словесности, жизни замечательных людей, критические статьи на театральные темы. Вся его жизнь была посвящена защите всего русского, но он не отрицал все западное, но предпочтения отдавал все же русскому.

Будучи еще студентом он познакомился с драматургом Александром Островским. Островский много чего позаимствовал из устных запасов Филиппова. Поговорки, пословицы, сюжеты русского быта и песенный запас это помогло в творчестве Островского. Драматург тоже придерживался славянофильский идей, еще их сближало то, что Тертий и его брат Астерий были самыми внимательными слушателями его творений.

Но в дальнейшем, их пути разошлись. Филиппов был верноподданным, благонадежным русским человеком, а Островский примкнул к умеренной оппозиции русской интеллигенции.

Несмотря на различия во взглядах со стороны некоторых писателей, Тертий Иванович никому не отказывал. Он помогал сказителям, балалаечникам, хорам, покровительствовал старообрядцам.

Между Достоевским и Филипповым тоже возникло духовное родство и дружба. Писатель был знаком с воззрением Филиппова по вопросам православия и восточному вопросу, что сильно помогало в творчестве Достоевского.

В российском обществе последней четверти 19 века стали возникать различные политические течения, разнообразные общества и союзы, происходили и выступления рабочих и крестьян. Тертий Иванович, как истинный христианин призывал к смирению, терпению и кротости. А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и другие проповедовали совершенно другие пути для России.

Идеологическая полемика в печати была нешуточная, доставалось всем и от Тертия Ивановича. Круг знакомств чиновника не ограничивался выше названными оппонентами. Он познакомился и очень помог Николаю Семёновичу Лескову, который ему был близок по духу.

Лесков против Филиппова

Однако отношения их прекратились после того, когда Лесков опубликовал статью "Поповская чехарда и приходская прихоть». Тогдашний министр просвещения запретил эту статью для народного чтения, а самого Лескова лишили звания члена Ученого совета.

Чиновник_и_писатель_Лесков

Лесков был уверен, что способствовали давлению на него Филиппов и Победоносцев, чиновник Сената — фигура не однозначная в истории России. Николай Семёнович Лесков  в своих повестях и рассказах, весьма критично говорил о духовенстве. Филиппов и его единомышленники видели в этом оскорбление православной церкви, глумление на саном и пр.

Сын Лескова называет Филиппова лицемером и ханжой. Появляются лесковские эпиграммы на чиновника:

Хоть у гроба у господня

Он зовётся эпитроп,

Но для нас он мерзкий сводня,

Льстец презренный и холоп.

Были другие заметки, уже не только Лескова, в которых критиковался сановник. Однажды в «прощеное воскресенье» чиновник высокого ранга Филиппов идёт к писателю Лескову: ...«перечитал я вас всего начисто, передумал многое, пришел просить, если в силах, простить меня за всё сделанное вам зло». После этого Тертий Иванович опустился на колени перед писателем. Лесков сначала растерялся, но тоже, чтобы сравнять ситуацию опустился на колени: «Так и стоим друг перед другом, два старика. А потом вдруг обнялись и расплакались...»

Лесков всегда говорил, что у него было много врагов, но только Филиппов пришел мириться. Свой рассказ писатель закончил: «Я очень взволнован его визитом и рад. По крайней мере кланяться будем на том свете». Через 10 дней Н.С.Лескова не стало.

Неофициальный старообрядец

Тертий Иванович был глубоко религиозный человек, это было не всем его друзьям по душе. Вот как предстает перед простым чиновником из провинции кабинет Государственного контролёра: «...обширный кабинет, где за большим столом, заваленным бумагами, сидит пожилой, полный господин, по своему облику очень напоминающий гостинодворского купца, погруженный в свои деловые занятия... в переднем углу, уставленный снизу доверху, в дорогих окладах иконами иконостас с горящими перед каждой иконой, вероятно, неугасимыми большими и дорогими лампадами».

Краеведы Ржева уверены, что Филиппов был старообрядцем, но в силу своего положения это скрывал, так как старообрядчество не поощрялось. Сам чиновник писал о несправедливом отношении православной церкви к старообрядцам, он всегда старался сглаживать гонения на старообрядцев.

Старообрядцы России

Родной Ржев государственный чиновник не забывал. Еще в 1878 году он помог в организации мужской прогимназии. Памятую о своем земляке, ржевитяне присвоили ему звание Почётного гражданина города, еще в 1876 году.

Человек своего времени

Многие известные люди были благодарны Филиппову за материальную и моральную поддержку. Обсуждали его как министра, в аристократических салонах, в конфиденциальных беседах губернаторы, дипломаты, литераторы и митрополиты, часто несправедливо и зло. Ничего не поделаешь, такая была жизнь крупного чиновника России.

За долгую свою жизнь он много раз награждался государственными и иностранными орденами и медалями, денежными премиями. Он не совершил героических поступков, кроме подвига свершения благих дел. Он не принимал идей народовольцев, социалистов, марксистов — он жил своим умом для блага России.

Он душой переживал позор крымской войны, трагедию реформы крестьянства, охоту террористов на Александра 2, не злорадствовал, когда террористов казнили, радовался победе над турками в 1878 году, надеялся на дальнейший прогресс страны при новом государе Николае 2.

В общем был обыкновенным чиновником, россиянином в смысле политического самосознания. На пороге нового 20 века, 30 ноября 1899года Тертий Филиппов закончил свой жизненны путь. Похоронен он в Исидоровской церкви, Александро-Невской Лавры города Санкт-Петербурга.

[note]Комментируйте, делитесь с друзьями и подписывайтесь на новые статьи.[/note]

С уважением, Виталий Сердюк.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Яндекс.Метрика