Архитектор, поэт, музыкант Николай Львов
В Тверской губернии 18 века архитекторы строили, в основном, храмы. Затем к концу века церкви и храмы начали строить и в имениях богатых дворян и помещиков.
Местные мастера возводили в крупных вотчинах Божий храм и великолепные хоромы, часто подражая образцам древних храмов Твери. Дворянский мир все больше отгораживался от быта простого народа.
Возведение города Санкт-Петербурга требовало немалых сил и средств от государства. Строительство города на болотистой местности, требовало также огромного напряжения усилий людей, согнанных на строительство нового города. Из провинции местные мастера вынуждены были уехать и трудится на строительстве столицы Российской империи.
Храмы на тверской земле, в те времена, строили только деревянные. Чего только не делали с этого доступного материала! Всевозможной формы чаши и кубышки, посуду, ложки и игрушки, пуговицы, крепкие сохи и щиты. Деревом мостили улицы, им топили печи и строили дома.
Русские мастера достигли таких высот, что казалось для них нет ничего невозможного, чего нельзя бы сделать из дерева. Боярские хоромы или церкви возводили прочно и основательно, строили их с выдумкой и фантазией.
Владыка Никон гневался, когда новые церкви получались не строгие как он предписывал, а выглядели нарядными и привлекательными, похожими на жилые строения богатых горожан. Активно шло жилищное строительство в усадьбах торопецких купцов и других зажиточных горожан.
Благодаря торговле, они могли нанимать и оплачивать работу известных мастеров зодчества. После стали возводить храмы и городские особняки в ряде городов губернии уже только из камня.
В окрестностях Старицы имелись огромные залежи дешевого строительного материала — известняка. За два десятилетия в Старицком уезде было построено 14 храмов. Развивалось и жилищное строительство, возводились роскошные усадьбы по проектам известных мастеров архитектуры.
Часто в вотчинах дворян создавались целые дворцовые комплексы. Важно было умение и мастерство зодчего вписать облик строений в ландшафт местности.
«Гений вкуса»
Вписывать облик построек в рельеф, этим прославился замечательный зодчий Николай Львов. Он был высокообразованным человеком. Художник, поэт, музыкант, изобретатель, теоретик классицизма он оставил яркий след в русской культуре. Он знал несколько языков, занимался переводами, сам писал стихи и басни, создал сборник народных песен.
Современники называли его вторым Ломоносовым, «русским Леонардо да Винчи». Самое яркое творение Николая Львова храм-усыпальница в родовом имении под Торжком. По его проектам строились Невские ворота известной крепости Санкт-Петербурга и Петербургский почтамт, блистательный собор Борисоглебского монастыря в Торжке и церковь в Прямухино.
В родном Новоторжском уезде также есть строения великого мастера: в усадьбах Раек, Митино, Арпачево, Василево. Вокруг древнего Торжка достаточно много построено красивых усадьб, где приложил свою руку «гений вкуса» Николай Александрович Львов. А родовое поместье Львова по праву считается эталоном русской дворянской усадьбы.
Николай Александрович являлся членом Российской академии наук и Академии художеств,был человеком благородным и скромным, дружил со многими видными людьми той поры.
Он был другом Г.Р. Державина, очень любил друга семьи В.В. Капниста, высоко ценили его художники Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и многие другие.
Николай Львов являлся лидером литературно-художественного кружка, его душой, но светской суете предпочитал уединение в своем родном имении в Никольское-Черенчицы, где словно воедино сливаются его архитектура и русская природа.
Всех Вам благ. Рад буду любым комментариям.
С уважением, В.Сердюк.