Анна Кашинская

Анна являлась дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Жизнь в то время была в Ростове неспокойная. Из-за наглости и угнетения русского народа ордынцами, начались в городе беспорядки. Русские стали громить лавки татар и выгонять их из города.

С большим трудом удалось уладить этот конфликт с Ордой князю Дмитрию, но впереди Русь ждала новая беда. Пришла на русскую землю несметная рать Дюденя, которая грабила и разоряла множество русских городов, в том числе и Москву, однако хан Дюдень на Тверь не пошел.

Случилось так, что мать князя Михаила Тверского, Ксения пожелала видеть Анну супругой своего сына. Венчание состоялось в соборе Спаса в Твери в 1294 году. Анна узнала своего жениха только в день свадьбы. Ее красота и добродетель не оставила князя Михаила Тверского равнодушным и их семейная жизнь наполнилась любовью и согласием.

Анна, дочь ростовского князя Дмитрия

Но счастье молодых было не долгим, беды посыпались на княжескую чету, одна за другой. Страшный пожар случился в Твери, сгорел дотла княжеский дворец со всем имуществом. Князь всячески утешал свою супругу, обещал выстроить новый терем для княгини Анны. Потом снова горе, умерла их маленькая дочь Феодора.

В 1304 году умирает князь Андрей и княжество достается Михаилу. Но на великое княжение претендует и племянник умершего князя Юрий Московский. Юрий был женат на дочери татарского хана Узбека, также пользуется  покровительством  ордынского хана.

Получив несметную армию татар в свое распоряжение, он в течении 3-х месяцев опустошал тверскую землю. Состоялось знаменитое Бортеневское сражение, где Михаил Тверской одержал победу. Плененная Кончака, супруга Юрия Московского,  неожиданно скончалась в Твери. Юрий же, оклеветав Михаила перед Узбеком добился вызова его в Орду.

Анна отговаривала князя не ехать, послать вместо себя кого нибудь из бояр, но Михаил понимал, что татарскому хану нужен он сам.

Долго томилась Анна не зная о судьбе Михаила, пока гонец из Москвы не сообщил ей трагическое известие. Узнав страшную весть о гибели своего мужа и что тело князя не погребено, Анна умоляет Юрия отдать тело князя. Князя Михаила похоронили при большом стечении народа.

Снова пришла беда в Тверь. С огромным войском прибыл татарский воевода Шевкал, который поселился в княжеском дворце, выгнав Анну с сыновьями. Вспыхнуло восстание в городе и тверичи перебили ордынцев, а Шевкала сожгли заживо в княжеских хоромах.

Князь Александр боясь расплаты, вынужден был бежать в Литву, и только через 10 лет Анна встретилась снова со своим сыном. Анне пришлось отправить его и своего внука Федора в Орду по повелению хана. Оба были казнены за непокорность и восстания против татар. У Анны было четыре сына и два были убиты при жизни княгини.

Началось мирное правление третьего сына Анны, Константина. В это время она и принимает монашеский постриг с именем Ефросинья. Недолго правил князь Константин. В 1346 году он отправился в Орду, где и скончался.

Остался у Анны младший сын Василий — удельный князь Кашинский. По его велению в Кашине был возведен монастырь, специально для матери. Анна переехала в Кашин и в Успенском женском монастыре она приняла схиму — самый строгий монашеский образ жизни.

В 1368 году князь Василий умер, в том же году скончалась его мать великая княгиня Анна. В Кашине стал княжить сын Василия Кашинского, Михаил. В это время Москва находилась во враждебных отношениях с Тверью.

Кашинский князь перешел в этой борьбе на сторону Москвы и был наказан тверичами. При помощи литовского князя Витовта, Кашин был завоеван и теперь Михаил Кашинский должен был целовать крест на верность Твери.

В 1650 году в Кашин прибыл со своим семейством царь Алексей Михайлович, на первое открытие мощей великой княгини Анны Кашинской. Увидев большие недостатки в городе был дан приказ устранить их «город сделать».

Потом при восшествии на престол царя Федора Алексеевича был задуман поход в Кашин, на поклонение мощам великой княгини. Накануне этого посещения патриарх Иоаким, усомнился в нетленности мощей святой Анны Кашинской.

Была послана комиссия в Кашин, которая предоставила отчет патриарху. Это было время церковных реформ, народ утверждал, что Анна в гробу, держала двуперстное знамение — так крестились старообрядцы.

Опасаясь, что мощи Анны станут символом раскольников, церковные сановники предопределили в скором времени, деканонизацию Анны. Был вынесен вердикт святейшего собора: «гроб запечатать, за святую ее не считать, образов не писать, церкви во имя ее, не строить». После этого и царь в Кашин не поехал. Люди ходатайствовали о восстановлении почитания Анны как святой.

Только 1908 году, при императоре Николае 2, было дано указание канонизировать повторно мощи Анны Кашинской. Святейший Синод утвердил дату почитания святейшей княгини Анны Кашинской считать 12 июня.

Рад буду любым Вашим комментариям.

С уважением,  Виталий Сердюк.

Комментарии к новости "Анна Кашинская"
Оставить комментарий
  1. Про то что Анна могла стать символом старообрядцев- никогда не слышала. Очень интересно.
    Как то читала, что если бы Михаила Тверского не убили и он смог бы продолжить свои начинания, то Россия пошла бы совсем другим путем, европейским. Ведь именно у Твери были сильные связи с Литвой и Польшей. Понятно, что история не имеет сослагательного наклонения, но Ваше мнение интересно.

    • Связи с Польшей и Литвой действительно были. Но во времена Смуты, в 1611 году, уже после смерти Анны, пономарю Успенского собора явилась Анна и дала совет молится Богу, чтобы в Кашин не явились польско-литовские захватчики. Какой бы политический путь выбрал Михаил Ярославич? Прежде всего, еще больше укрепил княжество, что способствовало его независимости от Москвы. Что касается канонизации Анны, то это действительно в «Житие Анны», составленное монахами, народ утверждал, что Анна держала двуперстое знамение. Шли "никоновские" реформы, это не могло понравиться церкви. Церковный собор в 1678 году отказал в канонизации, а составителей «Жития" наказали. Так что этой женщине удалось хлебнуть горя и при жизни, и после смерти.

  2. Однобокое и одностороннее освещение, основанное на недостоверных данных. Русские летописи не являются точными источниками, это доказано. Кто такой летописец, монах, затворник, сочиняющий при свете лучины в крохотной келье размером 1,5 на1,5 м. Писал по заданию князя или владыки о событиях столетней давности, отнюдь не из обширной библиотеки. Дело было так. Московский князь Юрий проиграв сражение и потеряв жену,пожаловался хану Узбеку на Михаила. Того вызвали в Золотую орду (ныне Волгоград) и там его замучили люди Юрия. Туда поехал сын Михаила и зарубил Юрия. За самоуправство Узбек его казнил. В Твери восстал другой сын Михаила Александр и сжег живьем Чолхана, российские писцы всячески перевирают его имя и называют его то Шевкал, то Челкан, то Шакал. Имя Узбека тоже искажают на Езбек, Озбек, Извек

    • Вся история происхождения и жизни русского народа скрыта в глубине веков, непроницаемых дописьменных, потом, летописных временах. Еще не одно поколение ученых будет трудиться над прояснением многих страниц истории, неясных знаков и следов , оставленных нам прошлым. Археологические источники часто удачно дополняются письменными и нельзя утверждать, что древний летописец всегда описывал несуществующие события. Ведь только летописцы, только не российские, а русские, позволяют представить жизнь наших далеких предков. Вот откуда Вам знать, что монах в келье писал свои страницы повествования? Тоже читали. Согласен, в том, часто древние летописцы были зависимы от князей и возвышались своих правителей, часто факты приукрашивались в угоду своих князей. Но кроме древних письменных источников и археологических материалов у нас ничего нет, еще есть Библия, которая дает свое изложения исторических событий, также как и Вы, утверждая, что на месте нынешнего Волгограда стояла Золотая Орда.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.