>

Пилот с божьей отметиной — Александр Прокофьев-Северский

Автор:
Виталий Сердюк

Вернемся к Борису Полевому, вернее, к его известной повести о летчике Мересьеве, прообразом которого был Алексей Маресьев. В повести есть эпизод пребывания в госпитале Мересьева   c ампутированными ногами. Сосед по палате, комиссар, приносит Мересьеву журнал, где рассказывается о русском пилоте Карповиче, который летал с протезом ноги. Правда, летал и воевал он в Первую Мировую войну.

Предшественник_Мересьева

Вероятно, что и сам Полевой не знал настоящую фамилию своего литературного героя. Звали авиатора Александр Прокофьев-Северский. Местом его рождения был Тифлис. Отец был артистом оперетты, он же был основателем и директором этого храма культуры в Петербурге.

Северский — это  театральный псевдоним отца. Современники восхищались талантом актера и режиссера Николая Северского, и вот такой известный артист вдруг покидает свой театр и уходит учится в школу летчиков. Его сыновья также выбрали путь отца и стали авиаторами.

В 1915 году его сын Александр проходил летную службу в Эстонии на острове Эзель. В роковой день, во время боя в самолете взорвалась бомба. Чудовищной силы взрыв выбросил пилота из самолета, механику не повезло, он погиб мгновенно. Очнувшись и выплыв на поверхности воды, Александр теряя силы,  совсем не чувствовал своей правой ноги.

Пилота подобрал катер, который доставил его на берег, затем пароходом его  транспортировали в госпиталь Кронштадта. Здесь, в госпитале врачи ампутировали у него ногу. Вскоре был изготовлен протез и начались долгие месяцы привыкания к искусственной ноге. И на протяжении этого периода Александра не покидала мысль вернуться в авиацию.

Мужественного пилота оставили в летном строю, но теперь он работал на земле, на приемке новых гидропланов. Однажды наметился показ новых самолетов. Собралось множество различных руководителей авиационной промышленности.

Очередной самолет в воздухе начал выполнять фантастические фигуры пилотирования. Представители авиации были в восторге, покуда самолет не совершил посадку. Какое же было удивления высшего начальства, когда они увидели пилота с протезом ноги.

В кабину самолета он проник никого не спросясь,  это грозило Александру увольнением, а в последующем, и судом. О происшествии доложили императору Николаю 2. Государь простил летчика, по достоинству оценил его мастерство и смелость. Более того, разрешил Александру летать и он летал и сражался.

В_небе — аэропланы_Первой_мировой

Однажды в воздушном бою с немецкими аэропланами он бился целых 2 часа, подбив 4-е самолета неприятеля. За этот бой летчика наградили Золотым оружием и повысили в звании. За время войны он сбил 13 вражеских машин, за смелость и доблесть был пожалован наградой св. Георгия 4 степени.

В 1917 году Александр Николаевич покинул Россию. Еще находясь на родине, он много конструировал и мастерил. Им было сконструировано колесно-лыжное шасси, разработан бомбовый прицел, устройство дозаправки самолетов в воздухе.

В США им была организована фирма по конструированию самолетов, он снова вернулся к любимому делу. Он прожил 80 лет и умер в Нью-Йорке. Понятно, что долгое время имя этого замечательного человека, пилота и авиаконструктора оставалось под запретом.

Автор: Виталий Сердюк.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.
Яндекс.Метрика