Опальный Никон

Здравствуйте уважаемые друзья!

Продолжим тему начатую в предыдущей статье. К патриарху прибыл боярин Ромодановский и предупредил Никона, что ему запрещается именоваться «великий государь». В тот же день Никон всенародно отрекается от чина патриарха и уезжает в Новоиерусалимский монастырь, после переехал в Воскресенскую обитель на Истре.

Новоиерусалимский монастырь

Вскоре состоялось более известное событие — Собор, на котором осуждали великого иерарха Церкви, а главным обвинителем был  царь. Это произошло в 1666 году. Никон был низвергнут по всем правилам православной церкви. Но все же, собор одобрил введение новых обрядов и исправление церковных книг. На Соборе были прокляты раскольники во главе с протопопом Аввакумом, которые были наказаны кнутом и отправлены в острог. После их всех сожгли заживо, они же стали святыми мучениками старообрядческой церкви.

Опальный Никон тоже скрытно признавал старую веру.  Его поместили в Белозерский Ферапонтов монастырь. На невысоком холме между двух озер, среди буйства зеленых деревьев и кустов расположилась эта обитель. Масштабы ее небольшие, также и незначительна территория ее. Казалось сама природа опоэтировала эти сияющие белизной строения. Действительно каменные строения Ферапонтова несравнимы с монументальными строением соседней Кирилловской обители.

Общий вид на Ферапонтов монастырь

Уединенность обители, спокойное, мирное житие монастыря, сделали его "резиденцией" поселенцев, неугодных властям. Здесь отбывали ссылку многие нежелательные московским монархам и князьям люди, среди них опальный киевский митрополит Спиридон и другие. Теперь это место было отведено для неуёмно самолюбивого, некогда всевластного и всемогущего русского патриарха. Тяжелым грузом обрушилась на обитель забота и содержание опального Никона.

Сам патриарх рассчитывал на близкое возобновление своей патриаршей деятельности и требовал соответствующих почестей от окружения. Избалованный могуществом власти он твердо выставлял свои требования. Власти монастыря не были уверены, что будущее патриарха не изменится и считались капризами этого честолюбивого и всесильного человека. В Ферапонтово построили особые для него палаты, а средь озера отсыпали остров из камней ввиде креста. На острове Никон водрузил крест и долгое время проводил там в молениях.

Позже, после кончины государя Алексея Михайловича, условия содержания для Никона приняли другой оборот. Патриарх Иоаким, его бывший ненавистник, представил Никону ряд обвинений, даже одно из них — сговор с повстанцами Степана Разина. Опального Никона вскоре переводят на новое место заточения в Кириллово-Белозерский монастырь,  установив при этом, повышенное наблюдение.

Кириллово-Белозерский монастырь необычайно величав и красив. С большого расстояния он, будто прекрасный град Китеж, неторопливо всплывает из прозрачных вод озера и исподволь перевоплощается в красивейший город-кремль. Овеянная романтикой старины эта многовековая твердыня и  сейчас привлекает и зовет к себе. Далекий от Москвы, с крепкими стенами, Кириллов монастырь становится новым пристанищем Никона.

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Лишь в 1681 году, уже при государе Федоре Алексеевиче, опальному Никону было позволено вернуться в родной Новоерусалимский монастырь под Москвой, но в дороге, в Ярославле, он заболел и умер.

Буду рад Вашим комментариям.

С уважением, Виталий Сердюк.

Комментарии к новости "Опальный Никон"
Оставить комментарий
  1. Спасибо! Коротко и ясно, а главное вовремя. Как раз я на память рассказывал жене о старообрядцах Алтая, третьем Соборе и никонианстве... А сейчас прочитал ей твой ПОСТ!

    • Никон был первым, кто понимал необходимость сближение русской и европейской культуры. Но его насильственное проведение реформ, естественно, вызвало сопротивление, что и привело к расколу единой православной церкви. Сторонники старой веры преследовались и они уходили с насиженных мест, уходили и в горы Алтая. Но и там не было им покоя, за переселения без разрешения и за неприятия новой веры их жестоко наказывали. Только при Екатерине 2 им стало легче. Их приравняли к местному населению и освободители от рекрутской повинности.Теперь говорят, что в Алтайском крае, в Уймонской долине будет новый центр грядущего православного царства.

Здесь вы можете написать комментарий

Войти, чтобы оставить комментарий

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.