Мосты Твери
Природа щедро одарила город Тверь водными артериями. Город разделен на две части великой рекой Волгой. В нее в центре города впадает река Тверца, а по правобережной части Твери несет свои воды река Тьмака, с ее притоком Лазурью.
Первым мостом Твери построенным в городе, является мост для железной дороги Петербург-Москва построенный в 1851 году. Для городских нужд в Твери существовал наплавной мост, который использовался только в летнее время и был наведен по прямому указанию Петра 1 в 1701 году.
Спустя почти 200 лет назад, был возведен консольно-балочный металлический мост, называемый тверичанами «Старым». Этот Староволжский мост надежно служит Твери уже 112 лет.
На западе Твери, в 1961 году был построен еще один мост через Волгу, в районе Мигалово. Этот мост значительно разгрузил магистрали города от автомобильного транспорта.
Существует еще один важный мост через Волгу, который соединяет Московский район с Затверечьем, но он находится в аварийном состоянии и проезд по нему большегрузного транспорта запрещен.
Любопытный факт связан с мостом через Тверцу. В древней Твери постоянного моста через реку Тверцу не существовало. На летний период наводился временный деревянный мост, а зимой переправа осуществлялась по льду.
В первые месяцы Советской власти был разработан проект и смета о строительстве постоянного моста через реку Тверцу. Но в тяжелое время для страны реализовали этот проект только в 1931 году.
Был возведен металлический мост на каменных опорах, он получился высоким, чем вызвал сомнение в правильности расчетов высоты дамбы и опор. Однако в том же году, в паводок, вода поднялась очень высоко, на всю высоту устоев моста. Это и убедило мостостроителей в правильности расчета. После этого в 1969 году, мост подвергся незначительной реконструкции и его немного расширили.
До революции через реку Тьмаку, также не было мостов. Несколько небольших мостов находились на территории различных фабрик и имели лишь местное значение. Прокладка нового ширококолейного пути трамвая в 1930 году, побудило построить железобетонный мост через Тьмаку.
Потом, в послевоенные годы, появились еще несколько мостов в Твери. Появился мост через реку Лазурь. Он соединил крупную магистраль города, которая соединила центр с Волоколамским проспектом и далее, через путепровод линии Октябрьской железной дороги, в жилой район Южный.
В Твери насчитывается около 30 мостов. Некоторые краеведы города поднимали не раз вопрос о наименовании мостов. Называть мосты именами замечательных героев революции, партии и других знаменитых людей, не было разрешено местными властями.
Предлагалось называть мосты в соответствии где расположены, куда ведут; у цирка - Цирковой, Свадебный, Белый и так далее. Проблемы озвученные в 90-х продолжают жить до сих пор. Мостов в Твери явно не хватает. Поздно или рано, их все-же нужно решать.
Первые мосты
Первые мосты стали появляться еще в доисторические времена. Мастерством возведение мостов прославились древние римляне. Они строили мосты в виде полукруглой арки, принцип которой используется на протяжении нескольких веков. Некие подобные такие каменные виадуки остались до наших дней.
Очень давно в европейских городах, на мостах стали появляться всевозможные сопутствующие строения: лавки, будки для получения дорожных сборов и др. К середине 18 века, при строительстве мостов стали применять эллиптические арки, так именуемые устои. Для закрепления устоев в русле реки, первый раз был использован деревянный кессон. Эти громадные ящики буксировались в русло реки и там затапливались.
В конце 18 века на смену дерева пришло железо. Стало возможным строительство больших пролетов, способных вынести огромные нагрузки и вибрации.
В наше время мосты строятся из стали и бетона. Мосты — это не только сооружения, позволяющее преодолеть препятствия, а совершенное инженерное строение, вес которого равномерно распределен на несколько точек. Такими точками являются береговые устои опоры у краев моста и "быки" (опоры, размещены вдоль длины моста).
Буду рад Вашим комментариям.
С уважением, В.Сердюк.