Электротранспорт в Твери
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Сегодня расскажу об истории развития электротранспорта в Твери. Написать эту статью меня побудила заметка о продаже с аукциона старейшего трамвайного депо на площади Капошвара.
Участок площадью 55300 кв.м разрешено использовать для строительства объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Сейчас можно сказать что площадь депо пойдет под коммерческую застройку, а развития трамвайного движения в городе пойдет на спад. Ранее трамвайный парк города насчитывал 258 вагонов, протяженность трамвайного пути составляла около 100 км.
В конце 90-х годов были сняты трамвайные рельсы с улиц Софьи Перовской. А за тем из главной улицы города — Советской. Закрыто движение трамвая и по улице Вагжанова, также по Восточному мосту. Владельцы частного транспорта не раз поднимали вопрос о закрытии движения трамвая и по Тверскому проспекту.
Экологически чистый вид транспорта повсеместно заменен маршрутными такси и автобусами, которые не всегда справляются с нагрузками пассажиров в часы пик.
Наверное уже и нам жителям Твери, как в далеком 1930 году можно говорить: "Старый тверской трамвай умер". В Нью-Йорке, где впервые использовали трамвай для перевозки пассажиров в 1832 году, городские власти пришли к выводу, что трамвай надежней автобусов и рекомендовали восстановить движение трамваев.
Трамвай составлен, как правило, из одного или двух вагонов. Питание двигателя трамвая осуществляется постоянным током напряжением 500-700 В через контактную сеть, подвешенную на опорах вдоль трамвайного пути.
Для перевозки пассажиров трамвай используется с 1832 года. Трамвай был широко распространены в Европе и США. В середине 20 века постепенно с городских улиц автобусы, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, вытеснили трамвай.
Первая линия трамвая была построена в Киеве в 1892 году. В Петербурге в 1863 году для перевозки пассажиров использовались конки. "Лошадиный трамвай" — конки заменили электрическим трамваем в 1907 году, но конки использовали еще долго, вплоть до 1917 года. С 1990 годов трамвайное и движение начало вновь возрождаться, ныне этот транспорт можно встретить во многих городах Европы.
Трамвайное движение в Твери торжественно открыли в 1901 году. Маленькие вагончики тогда ходили по узкоколейным путям. Однопутка проходила от теперешней городской больницы №2 до Морозовской фабрики (ныне «Пролетарка») и от Восьмиугольной площади (ныне пл.Ленина) до железнодорожного вокзала.
В время Великой Отечественной войны по трамвайным путям двигались электровозы которые перевозили торф, пиломатериалы и другие различные грузы.
В 1967 году в Твери появились скоростные трамваи чехословацкого производства «Татра». Электротранспорт Твери охватил все новые и новые районы города, вводятся маршрут трамвая №11, который соединил улицу Горького с Соминкой, маршрут №14 проходит по улице Спартака и новому мосту через Тьмаку.
В 1982 году трамвайные пути прошли по новому Восточному мосту и соединили Затверечье с правой частью города. Ныне этот маршрут не существует. Нет маршрута трамвая и по путепроводу через Октябрьскую железную дорогу в поселок имени Крупской и микрорайон "Южный".
Рост городского населения требовал расширения и новых городских маршрутов. В 1967 году в Тверь пришел новый более молодой вид транспорта — троллейбус. Первая его линия в Твери соединила ВНИИСВ с площадью Гагарина.
Необходимо отметить, что развитие нового вида транспорта проходило в городе довольно быстро. В 1975 году троллейбус пришел в Заволжье, сначала троллейбусная линия доходила только до Артиллерийского переулка, затем ее удлинили до вагоностроительного завода, далее в 1978 году ее довели до завода стекловолокна в «Юность».
Так в конце 70-х годов сложилась троллейбусная сеть города, которая неизменно существует несколько десятилетий. Появление новых городских районов, возможно появление в перспективе новых мостов, наличие высокоскоростной дороги, проходящей через Тверь требует дальнейшего развития не только троллейбусных маршрутов, но и других видов городского транспорта, без которых городу уже не обойтись.
С уважением, Виталий Сердюк.