Два архипастыря Петра 1

Петр 1 внес радикальные изменения в церковное управление во время своего царствования. Сам император принимал деятельное участие в составе Духовного регламента. В период его  правления духовная жизнь государства зависела от трех выдающихся церковных архипастырей — Димитрия Ростовского,  Стефана Яворского и Феофана Прокоповича.

Это были высокообразованные священнослужители, сильные личности и неоднозначные мыслители России. В противоположность Стефану Яворскому, Прокопович был единомышленником Петра. Он был высокообразован, сам писал стихи, был лично знаком с католическими и лютеранскими странами, являлся ректором Киевской академии.

Архимандрит_Феофан_Прокопович

Родился будущий архипастырь в Киеве в семье лавочника. При рождении получил имя Елизар, в простонародии называли его Елисеем. Когда умерли родители мальчика дядя взял его на воспитания. Потом дядя Феофан Прокопович ушел в Киево-Печерскую Лавру, забрав с собой племянника. Он  давно считал племянника своим сыном и старался передать ему все свои знание и опыт.

Он устроил юношу на учебу в свою бывшую духовную коллегию, где Елисей учился охотно и хорошо.
В 16 лет он уехал на учебу за границу. Елисей побывал во многих странах Европы. В 1701 году Самуил Церейский, он же Елиазар Прокопович защитил диссертацию в присутствии папы Римского Климента 11. Прокопович стал доктором богословия, пропустив степень магистра.

И вдруг Самуил Церейский пропал, его не прельщало быть ни езуитом, ни католиком. Теперь его путь лежал домой в Киев. Киевский митрополит встретил блудного сына наложил на него легкую епитимью и снова крестил его с именем покойного дядюшки — Феофан Прокопович. Его приняли в преподавательский состав академии.

Летом 1706 году Киев посетил Петр 1. Ректор академии поручил сказать приветственную речь Феофану Прокоповичу. Феофан очень старался, но его красноречивая речь не произвела на императора никакого впечатления.

Зато после Полтавской битвы в Софийском соборе Петр 1 снова слушал киевского златоуста. Теперь царь был в восхищении: «Ай да поп! Не говорит - алмазом режет».

Готовясь в османский поход, царь вспомнил Прокоповича и забрал его в свою свиту. С этого времени Феофан и Петр шли по жизни вместе.

Архиепископ Феофилакт

Феофилакт Лопатинский родом из дворянской семьи. При рождении его назвали Федором. Есть факты, что два будущих архипастыря учились в одной школе. Потом Феофан получив образование в Киево-Могилянской академии уехал учится за границу, вернувшись стал преподавать в Московской академии.

Архиепископ_Тверской_и_Кашинский_Феофилакт_Лопатинский

Как и многим церковникам той поры, ему предстояла миссионерская поездка в Западную Сибирь. Вернувшись из Сибири, он пишет свой труд о раскольниках. Свою деятельность Лопатинский успешно сочетал одновременно являясь настоятелем монастыря где располагалась академия.

Его лекции и патриотические проповеди не остались без внимания царя. Он ценил личные качества Феофилакта, но на первое место ставил всегда Прокоповича.

Место_проживания_Прокоповича

Зимой 1721 года был издан указ царя о создании Духовной коллегии, позже ее стали называть Синодом, а патриаршество было упразднено. В состав Синода входили 12 умнейших людей России. Президентом его стал Стефан Яворский, вице-президентами назначены Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Входил в состав высочайшего Синода и Лопатинский.

Вскоре оставив службу в Академии он был назначен архимандритом Чудова монастыря. Через два года его возвели в сан епископа, а в 1725 году он становится архиепископом Тверским и Кашинским. Его церковная служба оставила добрый след в истории Твери.

Им была организована архиерейская школа, открылась духовная семинария, где обучали разным наукам, включая греко-славянскую грамматику. Архипастыря, по праву, можно считать основателем системы образования Твери. Являясь сторонником истинного православия он особенно заботился о главном храме Твери — Спасо-Преображенском соборе. О благотворительности Феофилакта Лопатинского читайте здесь.

Продолжение в следующей статье блога.

Читайте, комментируйте, делитесь с друзьями  и подписывайтесь на новости сайта.

Здесь вы можете написать комментарий

Войти, чтобы оставить комментарий

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность.Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.