«Першпективная дорога»

Несмотря на значительный рост экономики внешний вид города Твери в 18-м веке сохранял, все же, черты средневековья.

С начала 18-го столетия ведется и история грунтовой дороги, которая соединяла Москву и Санкт-Петербург. Состояние этой дороги в те времена было ужасно. Недаром государь при возведении города Санкт-Петербурга распорядился посылать обозы подвод не через Тверь, а через Волоколамск и Старую Руссу.

Этот путь был длиннее чем через Тверь и царь приказал разработать план обустройства новой  «першпективной дороги».

Главная дорога российской империи

При Петре 1 работу по устройству дорог выполняли обычно в 2-а этапа. Составлялся проект строительства нового тракта и продолжалась реконструкция и ремонт старой дороги. Такая деятельность по обустройству дорог требовала немалых денежных средств из царской казны.

Екатерина Великая в области внутренней политики, да и внешней, с первых дней своего правления руководствовалась своими собственными соображениями. Важным шагом она считала обустроить не сам дорожный тракт, но и благоустроить места отдыха на нем. Это было значительно дешевле, чем вкладывать деньги в саму дорогу.

Стали появляться путевые дворцы по пути следование государыни, строились новые, приводились в порядок существовавшие. Так на пути следование императрицы появился Путевой дворец  для Екатерины  в Твери, Вышнем Волочке, Клине и  в других городах империи. О Путевом дворце Екатерины Великой в Твери можно прочитать здесь.

Возможно Тверь, которая оказалась на пути следования императрицы, обратила на себя ее внимание после огромного пожара 1763 года. Благодаря именному царскому указу, правительство приняло меры по восстановлению Твери.

Императора Александра 1 побудило заняться «першпективной дорогой» то, что он регулярно посещал Тверь, где проживала его любимая сестра Екатерина Павловна. Сам император понимал роль и значение главной гужевой дороги России.

Реконструкция дороги началась по всем правилам европейского строительства. Дорога была очень востребованная, тракт был основной трассой империи. По всему полотну были произведены замены фашинных мест и участков дорог покрытых бревнами, вместо них была произведена подсыпка полотна щебнем.

Преодолеть неблизкий путь с Москвы до Санкт-Петербурга можно было несколькими способами. ВозМо было на своих лошадях. Этот путь был долгим и недешевым. Второй путь - передвижение на перекладных, со своим экипажем, но на нанятых лошадях. Третий вариант проезда - вольный, своего рода "такси", когда путешественник нанимал и лошадей и экипаж.

В первой половине 18 века стали появляться дилижансы, которые не очень нравились путешествующим. В дилижансах можно только сидеть. Женщины из царского дома ездили только в закрытых возках и каретах. За двое суток на дилижансе можно было преодолеть путь между Москвой и Санкт-Петербургом.

В самой Твери, в районе нынешней Санкт-Петербургской заставы, дорога подходила к полосатому шлагбауму, затем путь путешественника проходил вдоль Волги и спускался вниз к мосту ( в районе нынешнего памятника А. Никитину).

Необходимо сказать, что мосты,в то время, были на баржах, плотах и для прохода судов разводились. Далее путь путника шел по правому берегу реки, выезжал на улицу Миллионную, затем до Московской заставы. Дальше город заканчивался, далее  была Ямская слобода, где жил простой люд, в основном, ямщики.

Одна из первых детских писательниц страны А.О. Ишилова, чье творчество ценил великий Пушкин, восхищалась Тверью и сравнивала его с великолепным Петербургом. Она писала: «Лучший вид на него с петербургской дороги: ряд казенных домов, в большинстве своем прекрасных, на длинном высоком берегу, покрытой до самой воды прелестной зеленью..., нельзя не заметить какого-то миниатюрного сходства или лучше сказать родства, красивой Твери с великолепным Петербургом».

Примерно в тоже время, супруга английского посла писала: «Тверь - хороший город, чистый, расположенный у подошвы холмов на берегу Волги, строения деревянные и опрятные».
Английский путешественник В.Кокс посетив Тверь, писал в своих записках, называя город величественным и утверждал, что он не уступает многим европейским городам.

Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.

С уважением, Виталий Сердюк.

Комментарии к новости "«Першпективная дорога»"
Оставить комментарий
  1. Одна знакомая немка, проезжая по этой дороге и видя убогие домишки окрестных деревень постоянно вскрикивала: " Nicht color!!" Ее восхищали старые неокрашенные домики.
    Интересно, а Пушкин как ездил, на перекладных со своим экипажем?

    • Еще многое мы не знаем о поездках Пушкина по Тверскому краю. То, что ехал на перекладных, это точно.Об этом он писал Лажечникову: "Проезжаю Тверь на перекладных и в таком виде, что никак не осмеливаюсь к Вам явиться...." Но и то, что известно, убедительно говорит о любви поэта к нашему краю. Видимо, ему для творчества необходимо было обрести состояния покоя, душевного равновесия. Тверские места, деревни его друзей помогали ему отойти от столичной обстановки. Он много ездил и по казенной надобности и по своей воле. Эту дорогу он хорошо знал, то хвалил, то ругал, в зависимости от настроения. Все-таки, думаю, не было у него своего экипажа, но были богатые помещики и друзья, которые могли помощь ему в этом.

О сайте
Тверь является одним из центров культуры Центрального федерального округа, одним из очагов туризма России. Сегодня жители Верхней Волги любят величать себя тверяками. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность. Архитектурные ансамбли и памятники истории приезжают посмотреть туристы из зарубежных стран и с различных уголков нашей страны. Для людей неравнодушных к своему родному городу, к его красоте и оригинальности, для туристов приезжающих из дальнего и ближнего зарубежья, людей интересующих историей и культурой России и создан этот сайт.